Номер 05 (852), 09.02.2007
ДИСКУССИЯ
Такого резонанса на письмо семиклассника Юрия Денисова, помещенное в прошлом номере, редакция не ждала. Напомним, что Юра прочитал в нашей газете мнение председателя депутатской комиссии по науке и образованию городского совета Лидии Голубенко о том, что нагрузка нынешних школьников чересчур велика, и это значительно усложняет восприятие учебного материала (см. "Чему можно научиться, если много уроков", "ПФ" № 2 от 12 января 2007 г). Юный читатель изложил свое мнение по этому поводу.
Первый отклик последовал незамедлительно. Пенсионерка Елена Александровна Сотник была в своих выводах резка и категорична.
"Меня возмутило письмо ребенка, который еще не дорос до того, чтобы рассуждать на такие темы. Еще больше удивляет позиция редакции, печатающая такие, с позволения сказать, материалы. Чему учим мы молодежь этими письмами? Чему потакаем? Мой внук тоже учится в седьмом классе и тоже не понимает, что его прямая обязанность учить все, что ему задают, а не дискутировать. Все грамотные стали, а книжки читать не научились. Это поколение разучилось работать, оно умеет только хотеть и требовать. И вы, взрослые люди, это поддерживаете? Что это значит хочу, не хочу учить, это мне надо, а это мне не надо! У нас было надо все. Мы с радостью ходили в школу, с гордостью носили красные галстуки и не думали спорить с учителями. Потому выросли образованными, грамотными, культурными, умели уважать тех, кто старше. А теперь? Мой внук тоже лентяй, а говорить и пререкаться мастер. Но я ему спуску не даю, он часто слышит от меня поговорку "яйцо учит курицу". И вы подумайте над ней там, у себя в редакции. Этим бездельникам еще мало задают в школе".
Письмо показательное, под ним наверняка подпишутся многие люди старшего поколения, которые привыкли работать, скажем так, "и за страх, и на совесть". Но проблема отцов и детей стоит сегодня острее, чем в прошлые времена. Юное поколение настойчиво заявляет о своих взглядах на жизнь, и к этому голосу стоит прислушаться.
Вот мнение девятиклассницы лицея № 53 Елизаветы Зекуновой, высказанное немного раньше, хотя по другому поводу (в этом учебном заведении будущие корреспонденты активно обсуждают наши публикации).
"Да, можно согласиться с тем, что дети в наши дни далеко не такие сдержанные и скромные, какими были наши родители. Но пока они еще дети, их можно научить лучшему, только для этого стоит изменить к нам подход со стороны учителей, тактику преподавания. Взять, например, вопрос, обязательно ли ношение школьной формы. Но почему дети должны ходить одинаковые, как в армии, все, как один? Просто потому, что так ходили их бабушки и дедушки?"
Современные школьники не собираются, судя по их ответам, очередной раз "сбрасывать Пушкина с парохода современности", как делали футуристы. Но они гораздо требовательнее к жизни, чем их трудолюбивые "предки", и четче представляют себе, чего ждут от будущего, другое дело, что не всегда смотрят на свое будущее с соответствующей долей ответственности. Их всерьез заботит вопрос, какие знания пригодятся им в жизни, а какие не очень, то есть подходят наши дети к жизни практично и не хотят тратить время на бесцельные упражнения. Это рано повзрослевшее поколение, не имеющее, в принципе, детства, и в этом частично виновны и мы, взрослые, растерявшиеся в перестройке жизни и собственного сознания.
"Мне лично интересны все предметы, которые изучаю в школе. И все-таки уроков у нас очень много, считает восьмиклассница Валерия Козаченко. Думаю, можно было бы разгрузить программу, чтобы учеба была более эффективной. Например, если не сократить, то хотя бы не оценивать некоторые предметы. Урок музыки очень интересен и важен для человека, для его общего развития, кругозора, культуры. Но если нет голоса или слуха, то хорошей оценки по этому предмету не будет. Ученик будет тратить силы на то, к чему у него просто нет способностей, данных, чтобы добиться лучшей оценки, и уже просто не сможет от бессилия выучить то, что ему более необходимо (говорю не только о музыке, это пример). Я считаю, что надо наоборот: развивать изо всех сил те способности, которые у тебя есть, чтобы добиться многого в жизни".
Валерия невольно подвела нас к вопросу о профильном обучении, более чем актуальному в последние годы. Насколько полезна и целесообразна чересчур ранняя специализация вопрос очень спорный, но он напрямую связан с нашей темой об учебной нагрузке школьников.
"Я думаю, что непременно надо знать математику, химию, физику, географию, биологию, считает еще одна восьмиклассница, Нелли Байгер. Но не понимаю, зачем урок физики проводить три раза в неделю, на мой взгляд, достаточно было бы двух. А черчение зачем оно в 8-м классе? В других школах вместо него труд, но я учусь в лицее, и программа у нас довольно насыщенная".
Несколько ребят из одной школы просили не называть их имен:
"Мы прочитали письмо Юры Денисова и решили вам написать о своей проблеме. Физкультура в школе нужна, но не в том виде, в каком она проводится у нас. Ведь этот урок физическая культура, а не спорт, но наш учитель этого не понимает, он думает, что мы учимся в школе олимпийского резерва. Он портит нам все оценки, и из-за этого многие ненавидят его предмет".
Вот и подошли к главному пресловутому "человеческому фактору". Ребята никогда не назовут лишним предмет того учителя, который сумел заинтересовать их на уроке. Сделали свое "черное дело" и экспериментальные учебники, написанные университетской заумью и Бог весть как просочившиеся через Министерство "освиты"! к 10-12-летним детям. А ведь зачет и экзамен по возрастной психологии обязан сдавать каждый студент педвуза, если мне не изменяет память. Плох тот профессор, который не сумел объяснить доступно и просто шестилетнему человечку, в чем суть его научных открытий. Или хотя бы шестикласснику обычной школы, такому, как Дима (тоже не захотевшему назвать свою фамилию), который позвонил в редакцию по телефону.
"Юра молодец, что написал это письмо. Фигню в школе надо убрать и объяснять лучше уроки. Я ничего не понимаю, что говорят на уроках, хотя считаюсь средним учеником. Просто у меня хорошая память, и еще умею списывать на контрольных. А что будет дальше, не знаю, и мама так говорит: что из тебя будет дальше? Я читаю учебник, а в голове ничего не остается. Читаю, чтобы отцепиться, и играть быстрее на компе. А мой брат продает мобильные телефоны и не парится, а мама тоже ему говорила, что он грамотно писать не умеет, и что из него будет. А у него все нормально".
Причина повсеместной "хронической усталости" школьников (не в медицинском значении этого термина, хотя и таковое имеется) отчасти и в том, что учителя и ученики перестали слышать друг друга. Как и многие взрослые, как и разные поколения, как и представители разных взглядов. Но не слышать детей гораздо опаснее. Самым юным нашим авторам всего по девять лет, хотя они уже являются слушателями Школы юного журналиста. Вот что пишет Анжела Тахер из школы № 25:
"Иногда я хожу в школу, как на трудную работу. Одноклассники за партами зевают, спят, а когда учитель уходит, мы шумим. Это не нравится учителю, а мы шумим для того, чтобы проснуться! Я так устаю после уроков, что, когда вижу колясочку с маленьким ребенком, говорю маме, что тоже хочу быть такой, как этот ребенок. Но детства не вернуть, и надо привыкать к взрослой жизни. Ведь мы не знаем, что нас ждет в будущем... Я знаю одну песню: "Нагружать все больше нас стали почему-то. Нынче в школе первый класс вроде института". У меня сестра учится в институте, и я думаю, что мне не легче учиться, чем ей".
Вот как "устами младенца глаголет истина". Одноклассница Анжелы, Катя Козачук, пишет, что "оставила бы для изучения в школе математику, чтение, природу, рисование, труд. Но очень трудно учить немецкий. Зачем он нам в третьем классе? Я же не собираюсь ехать и жить в стране, где на нем говорят".
А вот это не факт. Когда эти школьницы вырастут, Болонская система образования, скорее всего, уже даст молодым украинцам свои плоды, и тогда Анжела и Катя при желании смогут учиться в Европе, с благодарностью вспоминая свою 25-ю: администрация этой школы (как и некоторых других) смотрит в будущее с дальним прицелом. Ведь не ради красивого слова повторял Суворов своим солдатам девиз, ставший давно афоризмом: тяжело в учении, легко в бою. Хотя воевать нам в принципе совсем не хочется...
Ирина ЮРИНА.