Номер 05 (648), 07.02.2003

"ИЛИАДА" ПО ГРИГОРИЮ ПАЛАТНИКОВУ

"Бесконечно белое пространство мифа дает возможность реализоваться черным нитям судьбы, которые плетут Парки" – так объясняет свои графические образы великой поэмы известный одесский художник Григорий Палатников. В городском филиале греческого фонда культуры открылась его персональная выставка живописи и графики. Новый цикл рисунков тушью, иллюстрирующих пять глав "Илиады", сразу привлек внимание как любителей, так и искусствоведов. Видно, что художник много работал с историческими материалами, изучал работы мастеров, создававших графические живописные образы поэмы до него.

В его, подобных быстрым росчеркам пера, рисунках много динамики, экспрессии, непосредственности, юмора, романтизма и той жизненной философии, для которой вечность и сиюминутное течение жизни одинаково равноценны.

Античное ощущение красоты как гармонии тела и духа для Григория Палатникова – неотъемлемая часть художественного мира. Это доказывают представленные на выставке живописные полотна. Кстати, это первая персональная выставка Палатникова-живописца. Он стал писать маслом совсем недавно. Приход в другую изобразительную структуру дал художнику возможность боле полного человеческого высказывания. Здесь мастер не стремится к новой неожиданной технике, он пытается с наибольшей полнотой воплотить образы, живущие в его душе. "Девушка с гитарой", "Охота Дианы", "Виолончелистка", "Осень архаики". Нежные сочетания теплых пастельных тонов, пронизанные светом, воплощающие идеальную красоту абстрактные женские фигуры, музыкальные инструменты, на которых играют персонажи картин, – все это создает впечатление звучащего, переливающегося красками, наполненного чувственным трепетом сияющего мира. Рядом с ясными гармоничными образами идеального мира, который живет в фантазии художника, есть не менее символические отражения реального опыта – "Одесская Венера", "Под знаком кока-колы" – картины, где те же чувственные красивые женские фигуры лишены внутреннего света и воспринимаются иронично. Есть работы, звучащие чистой лирикой и грустью вечных аксиом бытия, рождения, любви, смерти, – "Пейзаж с фигурами", "Вечный сюжет", "Посвящение Марку Шагалу".

На выставке представлен еще один более ранний цикл графических работ, посвященных "одесской" главе "Евгения Онегина". Здесь каждый лист покоряет необыкновенным ощущением легкости, задора, свободы, юмора, темперамента, таких созвучных пушкинскому гению.

Вся представленная экспозиция смотрится необычайно цельно и очень созвучно выбранному для нее месту. Григорий Палатников предстает как истинно одесский художник, соединивший в своем творческом восприятии всю гамму природных и культурных вибраций, питавших наш город со времен античных поселений до наших дней, – солнце, море, гармонию греческого искусства, авантюризм эпохи порто-франко и шутливый цинизм недавно пережитого ХХ века.

Юния САГИНА.