Номер 4 (1150), 1.02.2013

ОДЕССКАЯ МАССОВКА УДИВИЛА НИКИТУ МИХАЛКОВА

На Потемкинской лестнице и в Лунном парке идет война. Красногвардейцы берут белую гвардию в плен, срывают погоны с офицеров и солдат. Это Никита Михалков снимает фильм "Солнечный удар" по мотивам произведений Ивана Бунина. Почему местом съемок выбрана Одесса и каковы замыслы кинокартины, об этом режиссер рассказал нам на съемочной площадке.

Никита Михалков вышел к журналистам с кружкой горячего чая. Именно так артисты согреваются во время сырого дождливого января во время съемок.

- Мы эту погоду ждали, - сразу сказал нам режиссер. - Для нас солнечный день это катастрофа. Я понимаю, что оскорблю чувства одесситов, которые хотят солнца. Но у нас первая часть картины солнце, звенящий день на пароходе, на Волге. А эта часть должна быть стальная, дымчатая, в тумане, серая, как контраст. И без проливного дождя нам никак. Снимаем по полчаса в день. В гостинице репетируем. Все заготовки делаем в тепле, потом переносим сюда.

Фильм Никиты Михалкова соткан по мотивам произведений Бунина: лирической, трепетной, чувственной истории "Солнечный удар" и повести "Окаянные дни". По его словам, "это соединение летящей любви и оскорбленного чувства человеческого. То, как изложены дневники, на Бунина не похоже. Он никогда не был таким яростным. Но тем не менее это Бунин. Для нас было важно соединить воспоминания тех, кто в 1920-е годы покидает Россию, и создать ту атмосферу. Наш герой задает вопрос, почему это все произошло. И, на мой взгляд, вывод справедливый - вина лежит на всех. История создается нашими руками. И это очень важно понимать сегодня. Именно мы вершим все, что происходит. Когда мы работали над материалом, читали дневники Бунина, чем больше в него погружались, тем становилось страшнее. Мы отказались от первых сценариев, где все было жестко, мрачно и кровопролитно. Сейчас не нужно пугать людей. А надо попытаться предупредить, чтобы не случилось таких "окаянных дней".

В Лунном парке шатры защитного цвета, возле них горят костры, у которых, как в 20-е годы прошлого века, греются солдаты. В выцветших шинелях, иногда не по размеру, большевато висящих на худых плечах революционных пареньков, бушлаты матросов, стоптанные сапоги. Красноармейцы в буденовках идут строям. На башне - пулемет.

Навстречу нам есаул. Недельная щетина, в глазах усталость.

- С нас сорвали погоны, - показывает он на шинель, - сдали оружие. И сейчас мы находимся в фильтрационном лагере.

Эпоху 1920-х годов помогают воссоздать декорации, костюмы, да и сами люди, от которых Никита Михалков, по его словам, просто в восторге.

- В масштабных сценах задействованы одесситы, - рассказывает режиссер. - Был подробнейший отбор. И любого можно брать крупным планом, и это будет лицо того времени. Я поражен, что 350 человек так профессионально, спокойно, артистично работают. Обычно, когда много народа, получается некая масса, кто направо, кто налево. А тут могу снимать каждого, и он знает, что делает. Вчера снимал сцену, когда выходят 4 актера и рассказывают свои истории. А следом за ними стали выходить люди со своими сюжетами, которые они придумывали на ходу. Мне было важно, чтобы герои растворились внутри. И те, кто их окружает, не отличались от них. Пока я получаю удовольствия от того, как работает съемочная команда.

В главных ролях фильма Никиты Михалкова играют пока неизвестные, так сказать, немедийные люди: Виктория Соловьева, студентка Театрального училища имени Щепкина и латышский актер Мартинс Калита. В эпизодах задействованы Гарик Леонтьев, Наталья Ушакова.

- Мне интересно создавать героя, - делится Никита Михалков. - Я специально отказался от всех тех известных актеров, кто будет претендовать на главные роли. Конечно, понимаю, что это большой риск. Но мне это интересно.

Несмотря на то, что сюжет фильма основан на развитии событий в Севастополе, съемки решили проводить в Одессе. Городские власти сразу же пошли навстречу киношникам, разрешив бесплатно использовать территорию для съемок. Правда, поначалу они чуть не были сорваны из-за несогласия компании, которая арендовала территорию Лунного парка для строительства в нем гостиницы. Тем не менее все вопросы были улажены в срок.

- Почти 40 лет назад я снимал в Одессе свой фильм "Рабу любви", - сказал Никита Михалков. - И у меня остались замечательные воспоминания. Одесса - моя любовь. Это потрясающий самостоятельный город. Мне этот мир мил и очень дорог. И до сих пор у нас все получалось. И мы очень рады, как все происходит.


В Одессе съемки будут проходить до конца февраля. Помимо Потемкинской лестницы задействована территория возле кирхи. Кроме того, финальная сцена будет сниматься в Белгороде- Днестровском, на лимане, где белогвардейцев погрузят на баржу, которая взорвется при отходе. Затем в павильонах на Московской киностудии будет создана компьютерная графика. Сам фильм уже снят на Волге, на Оке и на Женевском озере. На экраны фильм "Солнечный удар" выйдет в следующем году, как кино для экрана и 4 телесерии.

Инна ИЩУК.