Номер 4 (1101), 3.02.2012
(Продолжение.
Начало в № № 18-20, 25, 27, 33, 35-36,
40, 42, 46, 49-50 за 2011 год;
№ № 1, 3 за 2012 г.)
30.
Шедший к концу одесский 1921 год своеобразно объединил три таких департамента, как ЧК, кинематография и морской транспорт. Историки Чрезвычайной Комиссии, изучая и освещая этот этап, непременно спотыкаются о тему-идею отечественного кинематографа.
Вот киноленты: они ведь незаметно и крепко навязывают нам "крылатые фразы". Фильмы и их создатели уходят, а словечки остаются. Парадоксальным образом касается это реплики "Семён Семёныч!..", которую молодые мои современники связывают исключительно с гайдаевской "Бриллиантовой рукой". Знать бы им, что девяносто лет назад этот речевой оборот был на устах практически у всех одесситов-чекистов и их "пациентов", а чуть позднее - и у москвичей, имеющих отношение к кинематографу и вообще к культуре! А в конце тридцатых этот речевой оборот прочно поселился в торговом флоте страны. "Семён Семёныч!" звучало на каждом углу, причем вариативно - иногда насмешливо, иногда зловеще. Занятно, не так ли? И раз уж неисповедимые пути литературы вернули нас в одесский двадцать первый, давайте припомним и этого землянина, так своеобразно повлиявшего и на правопорядок в Одессе, и на советский кинематограф в целом.
Уже давно нет на свете простых смертных одесситов, которые знали его лично. Или, по крайности, что-то о нём слыхали. Мой опрос уточнил: исключение составляют два краеведа и один киновед. Я же, в 1960-х проклёвываясь в журналистский социум, встречал довольно много самых разных земляков, которые при этой фамилии дёргались, закатывали глаза и опускали уголки губ. Они- таки имели что сказать об этом одессите. А в одесском его происхождении никто из тех стариков не сомневался. Отсюда и моя привычка думать, что он - коренной одессит. И только работа над этими очерками лишила меня этой и ряда других иллюзий.
Более тесное, хоть и заочное, конечно, знакомство наше связано с находкой документов, свидетельствующих: девяносто лет назад, в 1921 году, товарищ Дукельский Семён вдруг получил высокое назначение: стал председателем Одесской ГубЧК. Высота по тому времени олимпийская - с неё видны были и решались запросто судьбы сотен и тысяч сограждан. Он сменил Макса Дейча, вытребованного в Москву. Занял его старинное кресло с высокой резной спинкой и потёртыми бархатными подлокотниками и его квартиру на Ришельевской и Греческой. В Губкоме и ЧК его как-то сразу не полюбили. Как, впрочем, и в Москве, где вскоре Семён Семёнович вдруг (то есть к полнейшей неожиданности лично своей и раннесоветских кинематографистов) стал главой важнейшего из всех искусств СССР. Отсюда и знакомство с ним местного киноведения, на которое я уже намекал.
На каких основаниях и в связи с чем кадровый чекист получил вдруг такое назначение? Подобный вопрос возникнет в сознании только представителей новых поколений. Стариков сие едва бы удивило - советские силовые структуры были ещё и кузницей руководящих кадров отечественной культуры. Даже и в 1970-х мало кого удивило, что директором Одесского государственного академического театра оперы и балета назначили человека, всю жизнь отдавшего охране преступников за решеткой. А директором уникального Одесского литературного музея стал вышедший в отставку облвоенком. Полковник внутренней службы возглавил... облкниготорг. Как говорится, и так далее, и тому подобное. А зарождалась эта странноватая традиция в двадцатые...
Известно, поначалу киношники страны приняли этого одесского чекиста с тревожным любопытством. Не потому, что хоть немного знали товарища Дукельского по искусству - не лишенный артистизма по натуре, в оном он себя не заявил. Фамилия была популярна в связи с тайной советской полицией, но киношникам в голову не приходило сначала, что сие - именно он и есть. Просто первомастера кинокамеры и экрана так намаялись с его предшественником - товарищем Шумяцким, что чисто интеллигентски думалось: хуже уже некуда. Ан было. И ещё как. Но сие чуть позже. А пока - Одесса-21 и новый председатель ЧК.
Семён Семёнович Дукельский родился достаточно далеко от Южной Пальмиры. Дело было в 1892 году, в славном городке Бобринце Херсонской губернии. Разночтения в биографии почему-то не обратили на себя внимания соответствующих органов при его назначениях-продвижениях. Между тем, по одним сведениям, его отец - человек аполитичной и мирной-сытной профессии: пекарь. По другим - скромный служащий, сочувствующий революционерам. А вот родной брат - довольно известный революционер, посмертный орденоносец, героически погибший в двадцатом за власть Советов. Естественно, этот факт сыграл известную роль в судьбе Сэмэна. Член партии с 1917-го, сочувствующий - с детства.
Способный к наукам и музыке, он успешно учился в елизаветградской школе, в киевской музыкально-оперной студии Медведева. Вроде зарабатывал на хлеб тапёром в харьковских и одесских иллюзионах. В дальнейших автобиографиях подтверждая этот факт, товарищ Дукельский объяснял его подпольной работой по заданию партии...
Собственно, фигура сия для Одессы фактически началась с неприятностей в ГлавТопе. Что такое топливо, дрова и уголь для конца гражданской войны, говорить нечего. Два-три полена, полведра угля были на вес золота. За них убивали. И вот губчека и губком получили оперативную информацию о злоупотреблениях в этой сфере. Усушка, утруска, коррупция. Притом, что сбой в снабжении населения теплом чреват был беспорядками прежде всего среди класса-гегемона. Нужно подчеркнуть: одесский пролетариат образца 1921-го был ещё революционен, закалён и мог своротить любую власть, ставшую ему навпоперёк. Городской аппарат плохо справлялся с задачей согрева людей дома и на работе. Причём выделенные щадящие лимиты централизованно отоваривались полностью. А отдельные одесситы и их сообщества несказанно мёрзли. И уже во дворах, на "Привозе" и цехах предприятий начинались зловещие разговорчики. Вот тогда-то в числе стрелков охраны этого самого губернского ТОПа появился ещё один сотрудник. Он нёс службу согласно караульной инструкции: бодро и ничем не отвлекаясь на контрольно-пропускном пункте, шмонал по карманам и торбам проходящих и принюхивался к разговорам должностных лиц.
Собственно, особого внимания он к себе не привлекал. Нечем было. Прямо и откровенно - невыдающийся был вохровец. Но довольно скоро приключилась странная история. В анкете он подчеркнул своё членство в партии. И партячейка треста потребовала от него стать на учёт. Сначала он просто тянул время. А после уже прямо отказался от этого акта, что было неслыханно по тем временам. Каково же было изумление парторга Васько, когда губком партии, по его "наколке" связавшийся с ЧК, посоветовал ему спустить это дело на тормозах и не совать в него свой нос. Впрочем, вскоре многое прояснилось...
Должно заметить, штат губчека позволял не мелочиться, не экономить на главном: в этот период в штате Одесского ГлавТОПа появились три сотрудника. Один, пополнивший штат военизированной охраны, читателю дорогому уже известен. Двое других были определены в Стол снабсбыта и в канцелярию. Дальнейшее, несомненно, и само по себе достойно подробного повествования - шесть сотрудников треста присели на скамью подсудимых. Один расстрелян, двоим - по червонцу, двоим - ссылка в холодные края. Но автора уже уносит от кошмарного этого эпизода ряд документов, характеризующих нашего героя как редкого удачника.
Бог с ним, с ГлавТОПом и обсевшими его одесскими дельцами, пожелавшими на промороженном народном горе составить тёплый капитал. Да не опозорим их нонешних невинных потомков, нехай остаются безымянными. Кому интересно - адресуйтесь к "Делу" Одесского ГубТОПа" (в некоторых источниках - "ОдесГлавТОП", "Одесский губернский топливный трест") 1921 года. Один оправдан. Вернее, одна. Её и назову: Клавдия Леонидовна Сорочинская, учётчица базисного склада, комсомолка. При Деникине помогала подпольщикам, имела поручение создать в тресте комсомольскую ячейку. Расхитители пытались её впутать. Не вышло. Впрочем, вполне возможен и такой вариант: тайное поручение губкома и губчека тут имели не три, а четыре человека. Как говорят в Одессе, три человека и одна женщина. Давно дело было...
Зато доподлинно известно, что стрелок ВОХРА поименованного предприятия вскоре исчез с его проходной. И появился в кабинете предгубчека товарища Макса. И именно для того, чтобы принять у него дела. Дейч уезжал в Москву по вызову товарища Феликса Дзержинского. И передавал Сэмэну не только пост, кабинет и полномочия, но и квартиру.
Да-да, читатель дорогой, скромным стрелком топливнотрестовской охраны был аппаратный сотрудник ЧеКа "Сэмэн", товарищ Дукельский Семён Семёнович, резервная номенклатура ВЧК. Это совпало с едва наметившимся конфликтом одесских властей. Пока шли гражданская война и интервенция, пока эта власть взлетала и падала, и все усилия концентрировались на выживании, он был не так заметен. Но в мирной Одессе к зиме-21 обострился. Весь вопрос сводился к тому, кто же всё-таки хозяин города? Теоретически, в духе семнадцатого года, вариантов не было: горсовет. Бо - Советская власть. Практика же обозначила три позиции: совет, партийный комитет и чека. Сев в кресло председателя последней, товарищ Дукельский тут же ответил на сие просто, чётко и недвусмысленно. Он постоянно не являлся на партактив и под разными предлогами (а иногда - и без таковых) не принимал у себя ответработников губкома. Раздраженная инстанция, узрев в этом тенденцию, письменно сигнализировала в ЦК КП(б)У и ВУЧеКа. В видах перегруженности работой Харьков отвечал по телефону и неопределённо. Советовали проявлять реввыдержку и находить общий язык. По всему было видать, что и в столице Советской Украины положение приблизительно такое же. А тут ещё эта история с Одесской тюрьмой...
(Продолжение следует.)
Ким КАНЕВСКИЙ.
P. S. Любопытно проследить некоторые этапы биографии С. С. Дукельского по книге Н. В. Петрова и К. В. Скоркина "Кто руководил НКВД. 1934-1941".
"Образование: 3-классное еврейское казенное училище, Елисаветград; музыкальная частная школа 1908; оперно- музыкальная частная школа Медведева, Киев 1909.
Пианист в кинотеатрах Елисаветграда, Бобринска, Киева, Радомысля 06.1908-1910; безработный 07.10-02.11; пианист в кинотеатрах Александрии, Киева 02.11-06.12; безработный, арестован, выслан по этапу, сотр. войскового госпиталя, опять безработный в Елисаветграде 06.12-1914; пианист в кинотеатре, Елисаветград 02.14-1915.
В армии: рядовой 1-й музыкальной команды Московского полка 07.15-1917. Безработный, скрывался от полиции, Петроград 1917- 10.17.
Пом. нач. упр. снабжения Финляндской Красной гвардии 1917- 03.18; инспектор армейского комитета, нач. канцелярии воен. отд. представительства Всеукраинского ЦИК в Москве 03.18-01.19; политбоец 520-го полка воен.-подпольной армии в Одессе 01.19- 03.19; нач. общего отд. ПУР Наркомата воен. дел Украины 03.19- 07.19; уполн. СТО Украины в Николаеве 07.19; политбоец 52-го полка, Николаев 07.19; ранен и контужен, лечился в госпитале 07.19-08.19; член войсковой подпольной организации, член трофейной комиссии 14-й армии, Одесса 08.19-04.20.
В органах ВЧК-ОГПУ: в резерве ОО Юго-Западного фронта 01.04.20-16.04.20; секретарь ОО Юго-Западного фронта 16.04.20- 03.08.20; зам. нач. СОЧ ОО Юго-Западного фронта 03.08.20- 01.11.20; врид зам. нач. ОО Юго-Западного фронта 1920-11.20; нач. ОО ЦУПЧРЕЗКОМ 01.11.20-12.01.21; нач. ОББ ЦУПЧРЕЗКОМ 12.01.21-10.04.21; нач. СОЧ и зам. нач. ОО ЦУПЧРЕЗКОМ 12.01.21- 10.04.21; врид нач. ОО, зам. нач. ОО ВУЧК 10.04.21-03.12.21; зам. нач. СОЧ ВУЧК 10.04.21-03.12.21; врид пред. Одесской губ. ЧК 03.12.21-02.22; врид нач. Одесского губ. отд. ГПУ 02.22- 07.06.22; нач. Одесского губ. отд. ГПУ 07.06.22-09.22; в резерве ГПУ УССР 09.22-26.06.23; нач. Южного ТО ОГПУ, Харьков 26.06.23-01.07.23; нач. Волынского губ. отд. ГПУ 01.07.23- 01.09.24; нач. Екатеринославского губ. отд. ГПУ 01.09.24- 01.09.25; нач. Екатеринославского окр. отд. ГПУ 01.09.25-01.26.
Управ. Одесским пищетрестом 04.26-07.27; директор ф-ки "Октябрь", Харьков 07.27-06.28; член правления треста "Донуголь" 06.28-1930; пред. правления треста "Донбассток" 1930- 06.30.
В органах ОГПУ-НКВД: зам. полпреда ОГПУ по Центр.- Черноземной обл., нач. СОУ ПП ОГПУ 24.06.30-08.10.31; зам. полпреда ОГПУ по БССР - зам. пред. ГПУ БССР 08.10.31-22.05.32; полпред ОГПУ по Центр.-Черноземной обл. 22.05.32-10.07.34; нач. УНКВД Воронежской обл. 15.07.34-14.06.37; сотр. для особых поручений при наркоме внутр. дел СССР 15.07.37-29.01.38.
Пред. Комитета по кинематографии при СНК СССР 23.03.38- 04.06.39; нарком Мор. флота СССР 09.04.39-08.02.42; уполн. ГКО СССР по производству боеприпасов в Челябинской обл. 02.42- 04.43; зам. наркома-министра юстиции РСФСР 04.43-1948.
Персональный пенсионер союзного значения с 06.53".