Номер 03 (646), 24.01.2003
За двенадцать месяцев прошлого года совершено 133 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков, Один ребенок погиб и 135 мальчишек и девчонок получили ранения различной степени тяжести. Наверняка многие пострадавшие считали себя ловкими и везучими, знающими и опытными.
В июле 2002 года на Французском бульваре, несовершеннолетний пешеход Евгений Б. (1995 г.р.) переходил проезжую часть дороги на запрещающий сигнал светофора. Из-за невыполнения или незнания правил дорожного движения попал под колеса автомобиля. Жизнь ребенка оборвалась. Но это не единичный случай. Сколько детей подвергают свою жизнь риску? Сколько детей попадающих под колеса идущего транспорта получают травмы различной степени тяжести? Уже с начала 2003 года в Одессе произошло три дорожно-транспортных происшествия с участием детей до 16 лет.
6 января на Черноморской дороге автомобиль "ВАЗ-2121" совершил наезд на Лилию П. (1998 г.) переходившую проезжую часть дороги в неустановленном месте. В результате закрытый перелом обоих бедренных костей.
14 января на улице Генерала Петрова автомобиль "Дэу-Ненсия" произвел наезд на Юрия Г.(1987 г.р.) учащегося 9-го класса СШ № 31, который переходил проезжую часть дороги в неустановленном месте. В результате наезда он получил телесные повреждения ушиб правой голени, ушиб и ссадины головы, сотрясение головного мозга.
Так почему же на дорогах продолжают погибать дети? В чем причина?
Одной из самых распространенных причин детского дорожно-транспортного травматизма является переход дороги перед близко идущим транспортом. При подобных трагедиях всегда возникает вопрос: а все ли предпринял водитель, чтобы избежать несчастья? И оказывается, что зачастую человек за рулем не сделал главного: не смог предвидеть действий малолетнего пешехода, не предусмотрел, что ребенок при переходе улицы ведет себя иначе, чем взрослый.
Во-первых, ребенок ничего не боится и очень уверен в своих возможностях.
Во-вторых, ребенок в силу своих возрастных особенностей проезжую часть видит совсем не так, как взрослый, и, следовательно, по-иному оценивает дорожные ситуации. Юный пешеход не в состоянии правильно оценить скорость движения приближающейся машины.
Типичной ошибкой несовершеннолетних пешеходов является неправильный выбор места перехода проезжей части. Особо опасно их неожиданное появление на дороге из-за препятствия (стоящей или движущейся автомашины, дерева, остановки общественного транспорта).
Дети должны твердо знать: выйдя из автобуса, надо сначала пройти на тротуар. Лишь потом при необходимости переходить на противоположную сторону дороги по ближайшему переходу. Все советы типа "обходи автобус сзади, а трамвай спереди", не обеспечат ребенку безопасности на дороге, так как рекомендуют идти через проезжую часть прямо в месте высадки из транспорта.
Сотрудники ГАИ прикладывают все свои силы, чтобы уберечь детей от опасности, которую несет дорога и движущийся по ней транспорт. Но для большей эффективности предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо участие родителей, отрицательный пример которых тоже является причиной пренебрежения детьми правил дорожной культуры. Сотрудники ГАИ советуют родителям проводить со своими чадами маленькие занятия по вопросам безопасности на дороге. Тогда вероятность того, что ребенок станет жертвой ДТП, может существенно уменьшиться.
С. Ильницкая, ст. лейтенант милиции, и.о. инспектора группы по
профилактической работе ОГАИ ОГУ УМВС Украины в Одесской области.