Номер 2 (1442), 25.01.2019
Новый год начался с утраты.
Из США пришла весть о смерти Валерия Барда-Скляренко, одного из ведущих актеров Театра музкомедии 1970-80-х годов.
Актер он был блистательный. Его одаренность бросалась в глаза уже в студенческую пору, когда он учился на актерском отделении Одесского театрально-художественного училища, у Матвея Ошеровского. Мастер его выделил сразу и, будучи довольно-таки скупым на оценки, ставил Валерию за актерское мастерство чаще всего "пятерки".
Через много лет после окончания училища, уже будучи одним из ведущих актеров театра, Валерий посвятил своему учителю проникновенные заметки.
"В первой беседе - я уже точно не помню ее содержания - было много темперамента, неподдельной страсти, любви. Ненависти. Вообще, в этих главных человеческих чувствах он до сих пор максималист. И это, на наш взгляд, лучше опрометчивой осторожности. Тогда же он назвал нам спектакль, который должен был стать выпускным. "Трехгрошовая опера"!
"Вы должны быть актерами 1968-го", - сказал Ошеровский тогда, в 1964-м. Вот именно это - ощущение завтрашнего дня - позволяло нашему учителю быть всегда моложе нас, захватывало и подчиняло в его спектаклях...
Третий курс. Дипломный спектакль "Мадмуазель Нитуш". Во втором акте Дениза попадает в театр, о котором мечтала всю жизнь. К ней являются видения. Любимые герои оперетт: Элиза, граф Данило, Рауль, Дулитл. Играть эпизод Дулитла ("Моя прекрасная леди") - заветная мечта. Здесь уже точно выясним, к кому наш шеф относится более благосклонно. Вот она - решающая репетиция. Доходим до заветного места... Перерыв. Мы не едим. Ждем. Нам невтерпеж. Потом - длительная пауза и команда "Все мужики - на площадку!". К Элизе выходят восемь Дулитлов. Соломоново решение. Вероятно, единственно верное тогда...
Много было у нас на репетициях слез. Но, странное дело, никто не обижался. Глаза, когда ругал, были мягкими. Часто на "прогонах" он надевал черные очки для того, чтобы мы не могли понять сразу, что хорошо, а что плохо. Ведь если плохо (закалки еще никакой), то дальше все начнет валиться из рук...
Самый интересный, самый тяжелый, самый ценный период обучения - работа над Брехтом... Передышки не было. Три месяца мы жили этими страстями..."
Выпускная работа курса М. Ошеровского - "Трехгрошовая опера" Б. Брехта и К. Вайля - одна из легенд театральной Одессы. Студенческий спектакль имел невероятный успех. О нем писали, его обсуждали, спорили. И больше всего споров вызвал Мэкки-нож в исполнении В. Барда-Скляренко. Так, известный в ту пору журналист и критик Александр Щербаков, признавая, что артист исполнил эту роль блистательно, пенял, что "вместо матерого... вожака преступников мы видим на сцене счастливого, беззаботного красавца, купающегося в волнах воровской романтики. "Виной" этому, вероятно, юное, бьющее через край обаяние, которое постановщик не захотел ни укрощать, ни прятать под грим".
На сцене В. Барда-Скляренко был абсолютно раскован и органичен; этому научить нельзя, эти качества - природные. Ему оставалось лишь шлифовать свои данные - сперва в училище, у М. Ошеровского, а после - в театре, куда он был взят после училища, - у блестящих мастеров жанра, благо тогда они были в расцвете сил. И в первую очередь он учился у М. Водяного, благо у обоих было сходное амплуа.
Валерий обладал многими из тех качеств, что и его прославленный старший коллега, включая такое редкостное, как умение носить фрак. Неслучайно же Валерия так любила персональная костюмерша М. Водяного Полина. Зная, как молодой артист обожает фрак Мэтра, сработанный еще старыми умельцами, знавшими толк в этом непростом ремесле на уровне искусства, Полина тайно давала Валерию этот фрак, когда тому предстояло выступать в соответствующих ролях. А поскольку у В. Барды-Скляренко руки были длиннее, костюмерша всякий раз осторожно подпарывала и удлиняла рукава, а после спектакля так же аккуратно подшивала их обратно.
В жизни Валерий был так же обаятелен и энергичен. Несколько лет он возглавлял молодежную секцию Одесского отделения Украинского театрального общества; надеюсь, что еще не изгладились в памяти Декады творческой молодежи, которые привлекали в Одессу многих театральных знаменитостей Союза. Развал "одной шестой" побудил его, как и тысячи одесситов, перебраться за океан. Но то была уже не актерская история.
Александр ГАЛЯС.
На фото: В. Барда-Скляренко
на репетиции в Одесской студии телевидения.