Номер 04 (1397), 09.02.2018

ВИВ ЛЯ ФРАНС!

(Продолжение. Начало в № 3.)

Как и весь наш континент, в ХХ веке Франция не знала покоя. Короткая передышка между Первой и Второй мировыми войнами завершилась позорной сдачей Парижа фашистам.

Немцы хозяйничали здесь несколько лет, самодовольно маршировали по Елисейским полям и слали домой фото на фоне Лувра и Эйфелевой башни. Когда город освободили, генерал де Голль 25 августа 1944 года произнес такие слова, стоя на балконе ратуши: "Париж осквернен. Париж сломлен. Париж измучен. Но Париж свободен!"


Судоходство на Сене

Начиная с 50-х годов прошлого века мир увидел другую Францию. Здесь всячески поощряли развитие экономики, нацеливались на интеграцию европейских стран и задавали тон в этих процессах. Де Голль запустил этот механизм, а следующие за ним президенты Помпиду, д'Эстен, Миттеран (14 лет на посту) и Ширак (12 лет президентства) развивали эти тенденции. На долю де Голля пришлись самые сложные годы послевоенного восстановления страны, а также войны в Юго-Восточной Азии и Алжире. Тогда же, в 60-е, распадались и получали независимость многочисленные французские колонии. Оттуда начались проблемы с мигрантами-мусульманами, которых Франция приняла в массовом количестве как своих бывших сограждан. Не нам судить о правильности тогдашних решений, но сегодняшний день подсказывает, что лояльность метрополии оказалась чрезмерной. Свыше десяти процентов населения Франции - выходцы из мусульманских стран. В столице процент еще выше. Но беда не в этом. Гости не очень торопятся интегрироваться в жизнь приютившей державы, склонны к бунтам и протестам, а то и просто к хулиганству, создавая серьезные неудобства самим французам. На этом фоне рост влияния правых и ксенофобские настроения стали неприятной особенностью нынешней Франции. А это уже история, в которой живем мы с вами...

* * *

Предположим, вы решите назвать пяток самых известных мест Парижа. Наверняка в шорт-лист попадет Нотр-Дам. Кто не читал роман Виктора Гюго и не смотрел нашумевший мюзикл, не видел храм на картинках, все равно хоть где-то о нем слышал. Даже в советских фильмах его упоминали. Помните незатейливый диалог? "Какой такой матери?" - "Парижской... бога... матери..."

Тыльная сторона собора

Нотр-Дам

Остров Сите, стоящий посреди неширокой реки Сена, изначально был колыбелью ныне всемирно знаменитого города. Именно здесь - сердце Парижа. И собор Парижской Богоматери - один из главных чудом сохранившихся памятников прошлого. Если вдуматься, сколько вокруг бушевало войн и пожаров, то трудно поверить, что этот исполин начал строиться 850 лет назад. В 1163 году заложили фундамент, и только в 1345 году собор приобрел свой окончательный вид. Над ним трудились тысячи работников и несколько поколений архитекторов. Но изначальные масштабы поразят вас, когда вы переступите порог храма. Он больше футбольного поля (130 на 50 метров при высоте сводов до 35 метров!). Здесь могут разместиться до десяти тысяч человек, что для Парижа времен начала строительства практически было равнозначно численности всего взрослого населения. Не будем уже говорить об отсутствии в те времена современной строительной техники и приспособлений для обработки материалов. А ведь внутри - столбы-колонны, на которых два яруса галерей, искусные витражи, вытесанные из камня фигуры святых.

Каменные кружева

На остров Сите вас приведут несколько каменных мостов, с каждого из которых собор виден в другом ракурсе. Мощный фасад традиционно напоминает крепость с башнями-колокольнями.

Но при этом взгляд притягивают порталы, обрамленные каменной резьбой. Над ними в нишах - строй фигур, выше - круглая розетка с витражами и высокие окна балконов, еще выше - изящные колоннады. Перед входом в храм всегда многолюдно, и народ радостно делает селфи на фоне фасада. Не поленитесь обойти собор со всех сторон. Он очень разный. Вдоль набережной Монтебелло идет правая сторона с ажурными элементами, а ближе к тыльной стороне - ряд знаменитых сводчатых арок, достигающих радиуса 15 метров. Но особенно любят разглядывать творения скульптора Виолле-де-Дюка, фантазия которого породила целое скопище химер, монстров, диковинных птиц, которых он расположил на башнях Нотр-Дама. Эти композиции появились здесь в середине ХIХ века при очередной реконструкции храма, намеченного за полстолетия до этого на снос героями Французской революции. Считают, что остановить этот акт вандализма удалось благодаря Робеспьеру. Кстати, после падения первой республики храм освятили заново и вскоре под его сводами короновали Наполеона. Естественно, за свою долгую историю собор Парижской Богоматери видел множество других торжественных и скорбных событий. Как бы то ни было, мы и сегодня имеем возможность любоваться этим старейшим культовым сооружением столицы, стоящим, между прочим, на месте древнеримского храма...

Чуть более молодой храм находится неподалеку от Нотр-Дама. Это капелла Сент-Шапель, которую относят к лучшим образцам готической архитектуры. Изюминкой сооружения стала верхняя церковь - завораживающе изящное помещение из мраморных арок. Прекрасную живопись здесь сумели перенести на витражные окна. Через них проникает окрашенный в разные цвета свет извне. Площадь витражей - около шестисот метров, и вмещают они более тысячи библейских сцен. Вся эта красота была создана семь с лишним веков назад. Сама капелла предназначена для хранения тернового венца - реликвии, которую король Людовик IХ, прозванный Святым, приобрел в Венеции в середине ХIII века.


Консьержери

Практически рядом с капеллой Сент-Шапель высится громада другого объекта той же эпохи, называемого Консьержери. Сегодня оно является частью Дворца правосудия, где в том числе расположилась и часто упоминаемая в детективных романах и боевиках криминальная полиция столицы. На первом этапе своего существования дворец и был дворцом. Здесь жили члены монаршей семьи, решались государственные вопросы, в огромных залах гвардейцев и жандармерии устраивались приемы, а необъятных размеров кухня могла приготовить банкет чуть ли не на тысячу персон. Все в корне изменилось во времена все той же революции. Во времена мятежей часть помещений Консьержери и раньше служила государственной тюрьмой, но революционеры пошли дальше. Они сумели загрузить заключенными почти все помещения огромного комплекса. Отсюда отправляли на казнь. Здесь провела последние месяцы жизни королева Мария-Антуанетта. Мрачный дух казематов витает в этих местах. Для любителей поглазеть на тюремные камеры вход открыт.

Как по мне, то предпочтительнее созерцать Консьержери со стороны. Этот дворец хоть и суров, но притягателен. Его фасад выходит на Сену, по которой большую часть года тихо проплывают прогулочные катера. В пределах Парижа река течет на отрезке всего-то 13 километров. Современного судоходства здесь быть не может, ибо глубины не превышают трех-шести метров, а ширина в узких местах всего метров 30. Традиционно сложилось так, что основная торговая и деловая жизнь проходит на правом берегу Сены, левый давно облюбовали заведения культуры и образования. А их тут тьма-тьмущая. Одних только музеев насчитали 173! Все не обошел, наверное, ни один парижевед. И мы пытаться не будем. Но кое о чем из этого богатейшего списка обязательно расскажем.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.