Номер 10 (1205), 21.03.2014

О ГЕНДЕРНОЙ ТЕМЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Региональные медиа уделяют втрое больше внимания мужчинам, чем женщинам. В газетах и на интернет-сайтах гораздо больше фотографий мужчин. Женщин же показывают в основном, если речь идет о каких-то несерьезных темах. Также СМИ полностью отгораживаются от темы гомосексуализма и подают ее как бы в контексте скандала.

Таковы результаты исследования, которое провела Академия украинской прессы (АУП) совместно с институтом социологии НАН Украины, факультетом социологии КНУ им. Т. Шевченко и институтом журналистики.

По словам директора АУП, профессора Валерия Иванова, в гендерной тематике СМИ обращают внимание только на аспект "трех С" - скандала, секса, смерти.

- Не анализируются проблемы насилия в семье, психологическое, психическое, экономическое насилие, которое также является проблемой, - комментирует Валерий Иванов. - Мужчина в медиа выступает как хозяин, который руководит страной, городом, у себя в семье. Женщина постарше - это хозяйка, а молодая женщина представлена преимущественно в контексте развлечений. Это не отражает того, что происходит в обществе. Поэтому гендерная тематика в СМИ не выдерживает никакой критики.

Ольга Савенко, ведущий специалист факультета социологии КНУ им. Т. Шевченко, рассказала, что в течение полугода эксперты исследовали по два общественно-политических издания с наибольшими тиражами и один популярный электронный ресурс в четырех областях - Донецкой, Львовской, Одесской и Сумской, также четыре национальных сайта новостей. Оказалось, что в печатных изданиях мужчины представлены почти в три раза чаще, чем женщины, а в электронных - в четыре раза чаще. Если в газетах представлено 36 % фото с женщинами и 64 % - с мужчинами, то в интернете разрыв еще больше: 29 % иллюстраций с женщинами и 71 % - с мужчинами.

- Есть все основания утверждать, что налицо - дискриминация публичного внимания к женщинам, - комментирует научный руководитель исследования, профессор Наталья Костенко.

По ее словам, преодолеть эти стереотипы нелегко. Ведь они поддерживаются и массовой культурой, начиная с рекламы и заканчивая сериалами, которые можно разделить на "мужские" и "женские". Поэтому журналистам она советует прежде всего искать правильные слова. По мнению экспертов, начать стоит хотя бы с того, чтобы брать комментарии как у женщин, так и у мужчин.

- Традиционно журналисты ищут компетентного человека, руководителя. Как правило, это мужчина. Но почему бы не взять дополнительно комментарий у заместителя, другого специалиста- женщины, - советует Ольга Савенко.

Подготовлено по материалам
службы информации НСЖУ.