Номер 14 (1160), 12.04.2013

ТРУДНО БЫТЬ МЕЦЕНАТОМ

Среди многих синонимов понятия "меценат" (а оно, напомним, произошло от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе) наиболее походит для героя этого очерка - Благодетель. Тот, кто совершает благое деяние. Деяние - это принциально важно; мастаков говорить высокие и красивые слова у нас хоть пруд пруди, а вот когда доходит до дела, до реальной помощи, поддержки, куда только пыл девается?!

Александр Владимирович Перуцкий - как раз из тех немногих (и очень даже немногих, в нашем городе-миллионнике таких едва ли больше, чем пальцев на руках), к кому можно обратиться с любым творческим проектом, зная, что этот человек отыщет возможность поддержать то, что сочтет достойным внимания. А помогает он (щедрая душа!) многому и многим. В его Театре-галерее на Канатной, 71, регулярно встречаются поэты и певцы. Финалист шоу "Голос страны" Стас Конкин приходит сюда, чтобы помочь начинающим вокалистам. Группа "Волшебная лира" показывает здесь цикл музыкально-поэтических программ "Голоса Серебряного века". Здесь репетирует свои спектакли "Театр на Нежинской". Большой приверженец системы Станиславского, А. Перуцкий и сам ведет мастер-класс по актерскому мастерству в Израильском культурном центре, помогает школьному театру гимназии № 1 (кстати, недавно там поставили замечательный спектакль "Сердце отдаю Одессе", в котором дети играли отцов города - Ришелье, Воронцова, Маразли, которые, между прочим, были в свое время и меценатами, покровителями искусств). Сотрудничает А. Перуцкий с "Интеллектуальным форумом", и т. д., и т. п., перечислять - не перечислить...

Почему он так ведет себя, будучи далеко не самым богатым человеком в нашем городе? Отвечая на этот вопрос, Александр Владимирович вспоминает о 1990-х, когда выпущенные из советских вузов молодые специалисты оказались в стране, где бушевал "дикий капитализм". Откуда-то появились персонажи, которых мальчик из интеллигентной семьи видел только на картинках, изображающих неандертальцев; такие надбровные дуги даются природой, чтобы волки в обморок падали при взгляде на человека. При этом в журналах и газетах часто публиковались советы, как переделать старый дедушкин пиджак в элегантный дамский жакет, скроить модный блузон из мужниной рубашки...

- Женщинам всегда легче приспособиться к обстоятельствам, - улыбается Александр Владимирович. - Моя мама, хорошая портниха, только выиграла от происходившего в те годы, ведь к ней потянулись клиенты с просьбой то перешить, это перелицевать.

Инженер-электрик по профессии, А. Перуцкий начал развивать "мамин бизнес". Обустроился на Канатной, где разместились и квартира, и ателье, и магазин свадебной и вечерней моды. Выкупил соседнее помещение, честно заплатив его бывшему владельцу оговоренную сумму. Но в 1998 году пришлось заплатить снова, когда с целью наполнения городской казны было принято решение о принудительной приватизации служебных помещений из нежилого фонда. Когда мама А. Перуцкого пришла на прием к тогдашнему заместителю мэра Ворохаеву, чтобы объяснить, что ей не прожить на пенсию без приработка, тот заорал в ответ: "Вы пенсионерка, так идите на пенсию!" Пришлось выкупить помещение заново, а мама, дай Бог ей здоровья, продолжает шить, хотя ей уже 85...

В этой атмосфере и "искусство" преобладало соответствующее - пошлые, хамские сериалы, фильмы и спектакли, культивирующие представление о том, что "добро должно быть с кулаками, а лучше с пулеметом". А у людей со вкусом наблюдался интеллектуальный голод, утолять который без больших усилий и сторонней поддержки было крайне сложно. И тогда столь дорого доставшееся ему помещение Александр Владимирович начал безвозмездно предоставлять творческим людям, любителям искусства, самодеятельным артистам. Тем более, что сам давно имел некий сантимент ко всему, что связано с искусством. Даже пьесы писал, из которых можно составить панораму жизни одесского предпринимательства...

- Но ведь это наверняка очень даже непросто - сочетать бизнес, необходимость зарабатывать с благодениями? - задаем мы вопрос меценату.

В ответ Александр Владимирович говорит, что взял за правило каждый день трудное делать привычным, привычное - легким, а легкое - красивым...

Но это эффектно звучит на словах, жизнь же подбрасывает такие коллизии, что не предугадать их даже человеку с драматургическим даром. И коллизии эти часто бьют именно по тем, кто совершает благие дела. Увы, но и нашему герою пришлось испытать сие в полной мере.

Но об этом - в продолжении рассказа.

(Окончание следует).

Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.