Номер 19 (1116), 25.05.2012

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты. Начало см. в № № 15-18.

Феликс КОХРИХТ:
<<"КОМСОМОЛЬСКОЕ ПЛЕМЯ"
ДАЛО МНЕ ПРОФЕССИЮ
И ДРУЗЕЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ>>

Молодежная газета "Комсомольская искра" собирала под свои знамена студентов, рабкоров, селькоров, воспитывая мастеров пера. Меняя свои названия, газета оставалась постоянной по содержанию и опробовала все новые методы работы с молодежью. Феликс Кохрикт, сегодня главный редактор альманаха "Дерибасовская-Ришельевская", ведущий программы на ТВ, в "Комсомольском племени" (позже "Искре") проработал с 1960 по 1963 год, получив профессию на всю жизнь.

В "Комсомольское племя" меня привел Юра Михайлик, - вспоминает Феликс Кохрихт. - Мне не было и 20 лет. Я только закончил Одесское военно-морское медицинское училище. Выпускался как гражданский медик и работал в психиатрической больнице, что служило постоянным поводом доя шуток. Учился заочно на филологическом факультете университета. Редакция "Комсомольского племени" располагалась тогда в здании обкома партии на Куликовом поле. В правом крыле, где был обком комсомола.

В те дни здесь формировался первый в Советском Союзе внештатный отдел "Студенческих вестей". Так сказать, газета в газете. Коротко - "СВ". А поскольку я тогда, как и сейчас, интересовался изобразительным искусством - в основном неформальным, Юра ничего лучшего не придумал, как представить меня в качестве знатока не только живописи, но и почему-то фотодела... Я попал в руки Игоря Лисаковского - заместителя редактора. Это человек легендарный. Интеллигентный, с внешностью аристократа, щечками румяными, точеным носиком, потрясающей речью, невероятно образованный. Все думали, что он - выходец из аристократической семьи. Но, как оказалось, вырос в бедной семье, чуть ли не на Слободке. Прищурившись, Игорь спросил меня, глядя в окошко:

- Скажи, а какую диафрагму надо..?

Я тут же признался, что мало понимаю в фотографии.

Мы перешли в кабинет и уже говорили по существу. Меня взяли внештатным корреспондентом в "Студенческие вести", которые курировала знаменитая Бэлла Кердман. Все мы были студентами филфака. Юрий Михайлик, Борис Нечерда, Борис Деревянко, Миша Ильвес, Людмила Гипфрих, Тамара Казавчинская учились на втором- третьем курсах, но странным образом я - первокурсник - стал заведующим отделом "СВ", пусть и нештатным. И тогда родилась в нашей газете шутка: "Белую работу делает Бэлла, а черную работу делает рыжий". Я тогда выделялся роскошной огненной шевелюрой...

"СВ" выходили регулярно и отличались версткой - занимали разворот. Материалы были разные - и далеко не все касались учебы, комсомольской работы в вузах. Мы старались писать живо, предпочитая монологу диалог со сверстниками-студентами. Вскоре у нас появились активные авторы, они подсказывали темы статей, подчас и острых, вовлекали нас в спор... Писали мы и рецензии на спектакли, выставки, на новые книги.

Редактор газеты - незабвенный Ерванд Григорянц, человек неистового темперамента и работоспособности, поначалу относился к студентам весьма скептически, но вскоре убедился, что нам можно поручать не только материалы на молодежную тематику, но и целевые полосы, и даже на международную тему. Вспоминаю, как мы с Вадиком Овсянниковым написали огромный материал "Свободная территория Америки", целую страницу, посвященную первой годовщине кубинской революции. Она была построена на стихах Николаса Гильена, который сравнивал Кубу с зеленой ящерицей, раскинувшейся в океане...

Спустя годы мы с Алексеем Ивановым (тоже питомцем "Комсомольского племени") освещали в газете "Знамя коммунизма" (нынче - "Юг") визит Фиделя Кастро в Одессу. Он встретился с кубинскими студентами наших вузов - их набралось в этот день на переполненный зал Оперного театра. Для этих юношей и девушек революция не закончилась, и они восторженно встречали многочасовую речь своего вождя...

Но это было позже.

А пока я не только выпускал с друзьями "СВ", но и ездил в командировки по области, писал очерки о ветеранах Гражданской войны, о художниках-самоучках, о сельских клубах...

Мы были молоды - не только ребята из "СВ", но и наши наставники. Во всяком случае они не старели душой. И Григорянц, и сменивший его Игорь Лисаковский, и ответственный секретарь Владимир Исаакович Брудный.

Случались в редакции розыгрыши, порой весьма рискованные. Заводилами были Игорь Лисаковский и Юра Михайлик. Однажды они напечатали на машинке, причем искусно повторяя стилистику РАТАУ (тогдашнего Агентства новостей) Указ Верховного Совета СССР о присвоении поэту Шота Руставели (автору поэмы "Витязь в тигровой шкуре") звания Героя Советского Союза в связи с Декадой грузинского искусства. И понесли все это к ответственному секретарю - Беленькову. Тот, человек ироничный и остроумный, как ни странно, клюнул на эту вопиющую "дезу". То ли заработался, то ли был погружен в свои мысли, то ли уже так свыкся с советским абсурдом, что подписал "указ" в номер. И мы его, хихикая, поставили в полосу. И самое страшное, что он чуть не вышел в свет! Шутили, шутили и забыли о полосе, а когда вспомнили, номер уже был на выходе. Еле успели... Беленьков сначала гонялся за ребятами, угрожая их уволить, но потом и сам смеялся.

Сегодня спустя десятилетия я с уверенностью могу сказать, что газета "Комсомольское племя", в которой мне посчастливилось работать в 60-е годы, дала отечественной журналистике не только высоких профессионалов, но и выдающихся лидеров. Наш редактор Григорянц впоследствии был руководителем секретариата всесоюзной "Литературной газеты", Игорь Лисаковский стал доктором наук и, оставаясь верным товарищем, не теряя подлинной демократичности, занимал видную должность в отделе культуры ЦК КПСС. Борис Деревянко создал смелую и оригинальную по тем временам газету "Вечерняя Одесса". Игорь Беленьков стал редактором "Знамени коммунизма", Владимир Брудный - ученым, основателем кафедры социологии в политехническом институте.

Известными поэтами стали Юрий Михайлик и Борис Нечерда.

Обо всех, к сожалению, подробно не расскажешь в этих заметках. Вспоминаю заведующих отделами редакции - Николая Калачева, потомка старинного дворянского рода и крестьянского сына Николая Омельченко. Они отличались богатырской статью и несомненной одаренностью. Среди тех, кто учил нас профессии, - Екатерина Чечкина, Нина Ляпина, Галина Грибоедова.


С легендарным фотокорреспондентом Михаилом Рыбаком я работал и в "Племени", и в "Пiвденной зоре", и в "Знамени" - на память остались его снимки, где мы такие молодые...

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

На фото Михаила РЫБАКА:

Феликс Кохрихт с Алексеем Ивановым
(70-е годы).

Феликс Кохрихт с Михаилом Рыбаком
(начало 80-х).