Номер 10 (1107), 16.03.2012

ОДЕССА СТАНЕТ ЦЕНТРОМ
ПО БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ

Пиратские нападения на моряков продолжаются, бизнес растет. Сотни пленников ждут своей участи, коротая месяцы под прицелом морских разбойников. Судовладельцы уже не хотят вести суда по опасному пути, который им дорого обходится. В Одессе прошел совместный практический семинар Центра судоходства НАТО / международной программы "Гуманитарный ответ морскому пиратству" под эгидой крупнейшей Международной шипменеджментской компании Ви Шипс (Украина).


На глазах у капитана пираты захватили судно

Тактический семинар для капитанов судов, старшего командного состава, представителей морских учебных заведений Украины, специалистов в области безопасности судоходства и крюинга, а также представителей Министерства обороны Украины и других заинтересованных ведомств проводился экспертами европейского офиса судоходства НАТО, который является связующим звеном между военно-морскими силами и международным торговым флотом, а также представители МПГОМП.

- На сегодняшний момент у берегов Сомали в пиратском плену находятся 7 судов и 190 заложников, - сообщила офицер службы NSC Сьюзен Лонг-Пушер. - С 2008 года пиратство достаточно сильно развилось, охватив африканское побережье и распространившись из Аденского залива по всему Индийскому океану. Уровень активности пиратов сильно возрос. Но и увеличились методы борьбы с этим негативным явлением. Для моряков было разработано пособие по мерам безопасности ВМР -4, которое поможет экипажу противостоять пиратам и знать, как вести себя при захвате судна: устраивать проволочные ограждения, цитадель, где можно переждать атаку пиратов, пока не подоспеет помощь. Для защиты экипажей торговых судов 32 боевых корабля ВМС НАТО патрулируют морскую территорию, осуществляют проводку судов по опасной зоне.

Однако все эти меры недостаточны, чтобы пресечь морской разбой.

- У меня на глазах пираты захватили индийское судно, - рассказывает капитан Валерий Евстюнин (в море работает с 1987 года). - В конце августе мы зашли в порт Салала, встали на рейде. В порту стояли несколько боевых кораблей и торговые суда. Тем не менее я дал приказ экипажу все задраить, закрыть, поднять трап. А соседи рядом почему-то этого не сделали. Ночью мы услышали шум, крик. Пираты поднялись на борт индийского судна. Его экипаж (21 человек) успел укрыться в цитадели и запросил помощь. Однако военный корабль пришел к ним только через 40 минут. Капитан попросил высадиться на борт и захватить пиратов. Но командир опасался, что танкер могут взорвать. Пока шли долгие переговоры, пираты ворвались в цитадель и взяли индийцев в заложники. В это время подошел второй боевой корабль. Но это было уже бесполезно. Пираты заставили индийцев поднять якорь и следовать в Сомали, которое находилось в 700 милях от порта Салала. И мы ничего не могли сделать на своем гражданском судне, - разводит руками капитан, которому самому не раз приходилось уходить от пиратов.

- Для моряков в этом районе существует постоянная угроза, - уверяет Валерий Евстюнин. - Был случай, когда нас преследовали пиратские "скифы". Благо, у нас была больше скорость. Провел правильный маневр, пошел против волны, которая была 8 метров. Плохая погода и помогла уйти от пиратов. В последний раз, прибыв в порт Аден на цементовозе, капитан отдал якорь и сказал, что никуда не пойдет, пока не будет охраны. Именно эти три вооруженных человека, которые обошлись компании в 55 тысяч долларов, и спасли экипаж от захвата в море. Четыре "скифа" с 6- 7 пиратами на каждом подошли к судну и, завидев охрану, решили не атаковать, а найти более легкую наживу.

- 2 января мы шли в 40 милях от пакистанского берега, - поведал капитан, автор 7 книг Григорий Железный. - На траверзе обнаружили две матки - катера пиратов, которые шли на скорости 25 узлов. Наше судно шло в балласте, минимальная высота борта 18 метров. Пираты прошли мимо нас к химовозу, который был пониже и шел груженый. Его экипаж был взят в плен.

Пираты буквально выбирают суда, на которые им легче всего будет напасть. Особенно предпочитают танкеры, за которые можно взять большой выкуп. Натовские эксперты порекомендовали экипажам судов со скоростью меньше 14 узлов не выходить в опасный район без охраны.

Вооруженная охрана пока что единственное действенное средство против пиратов, - считают мореманы. Правда, случаются различные коллизии.

- Бывает, что экипаж и охранники не ладят, из-за чего происходят конфликты на судне, - отметил преподаватель кафедры безопасности на море ОНМА, капитан Валентин Терновский. - Известен эпизод, когда охрана проспала нападение пиратов. Один боец и двое моряков были убиты. Доходит до курьезных случаев, когда охранники, видя, что перевес на стороне пиратов, прыгают за борт и плывут к своим судам, чтобы не оказаться в заложниках.

От пиратов спасают скорость и маневры

Во время семинара участникам и гостям было предложено с помощью видеотренажера проследовать на судне от Роттердама в точку атаки в Аденском заливе, исследуя в том числе и сами моменты нападения, захвата и освобождения. Эксперты отметили, что распознать сразу пиратское судно среди тысячи рыболовецких довольно тяжело. Недавно итальянцы на судне приняли рыбаков за пиратов и застрелили местного жителя. Тем не менее капитаны прекрасно знают, что, увидев на горизонте "скиф", лучше сразу сманеврировать и уйти, не испытывая судьбу.

Капитан Юрий Побережной не раз уже проходил через Аденский залив и Индийский океан.

- Спокойно чувствую только в "коридоре", где действительно создали безопасные условия прохождения благодаря ВМС, - говорит капитан. - А в океане уже все гораздо сложнее. Однажды наткнулись на пиратский "скиф". Ушли правее. А там нас уже поджидали две пиратские "матки". Спасла скорость. От нас отстали.

Еще один способ защиты судов от пиратов - организация караванов во главе с боевыми кораблями. Но тем не менее пираты нападают на суда в середине каравана и успешно берут заложников. Так Григорий Железный сообщил, что "несмотря на конвой - 2 японских эсминца, сопровождавших 6 судов, пираты буквально вытаскивали из середины суда. Мы меняли курс, маневрировали. И так нам удалось уйти от них".

Пираты боятся русских,
украинцев и китайцев -
они могут постоять за себя

Перед выходом в опасную зону эксперты советовали капитанам оборудовать цитадель на судне, чтобы экипаж смог укрыться от пиратов в первые часы, пока не подоспеет помощь. Если пираты взяли заложника, уже ничего нельзя сделать.

Однако это тоже не всегда работает. Так, на теплоходе, захваченном пиратами, экипаж укрылся в цитадели. Два дня они просили о помощи. Пираты вырезали газосваркой металлическую дверь и захватили экипаж. На семинаре также была возможность прослушать аудиозапись захвата другого судна. Моряки были захвачены за считанные часы, несмотря на помощь самолета ВМС.

- Больше всего попадают в плен филиппинские моряки, - показал на графике Рой Паул, представитель МПГОМП. - Затем идут украинские и российские моряки. В плену люди испытывают страдания из-за недостатка продовольствия. Они проводят время в замкнутом пространстве, постоянно под угрозой. Их бьют, в них могут стрелять, наказывать.

Капитан судна "Блайда" Валентин Дудник попал в плен к пиратам на Новый год 1 января 2011 года. 27 человек экипажа 10 месяцев пробыли в заточении, пока судовладелец не заплатил 6 млн долларов выкупа. Пираты издевались над экипажем, будучи под наркотой, стреляли в одессита, которого вместе с 5-ю земляками держали на капитанском мостике.

- Пираты больше всего боятся русских, украинцев и китайцев, - сообщили нам моряки, - потому что те могут постоять за себя. Будет оружие в руках, будут стрелять, не размышляя, как европейцы.

- Я знаю, что пиратам не сдамся, - утверждает Валерий Евстюнин. - Буду драться до последнего. Плен не для меня.

- Не пора ли посмотреть в корень проблем и перейти с моря на сушу, - предложил капитан Василий Соколенко. - Ликвидировать базы пиратов, чтобы раз и навсегда покончить с проблемой.

В ответ офицер Сьюзен доложила, что они располагают информацией о местонахождении лагерей пиратов на суше, следят за закупкой оружия, движением средств, прекрасно осведомлены о школах, учебных центрах, где готовят пиратов. О биржах, на которых можно инвестировать в пиратство. И даже о том, что вступить в общество пиратов стоит не меньше 2 тысяч долларов. Но уничтожить эти базы никак не могут, так как не хотят вмешиваться в политику Сомали. И считают самым необходимым поднимать престиж правоохранительных органов этой страны, которые займутся ликвидацией преступности.

Нужно признать пиратство терроризмом

Представители ITF много говорили о содействии жертвам пиратства. В то же время моряки настаивали на изменении законодательства для более успешной борьбы с этим явлением.

- Пиратство нужно перевести в статус терроризма, тогда и подход будет другой, - в один голос говорят капитаны. - Также нужно разрешить преследование пиратских судов в территориальных водах. Таким образом можно будет искоренить пиратство, которое стало бизнесом для африканских стран. Уже многие судовладельцы отказываются вести суда через Индийский океан, выбирая другие пути. Таким образом, если эта проблема не решится, один из самых востребованных морских путей просто навсего опустеет.

- Если признать пиратство терроризмом, нельзя будет платить выкуп и освобождать экипаж, - ответил представитель международной компании по осуществлению безопасности моряков "Клипер Групп" Гэрри Портер. По его словам, противостоянию пиратству должна помочь хорошая подготовка экипажа и судна перед вхождением в опасную зону, информирование капитана о месторасположении пиратских "скифов", которые нужно обходить. Эксперт также пообещал улучшить координацию боевых кораблей ВМС для защиты торговых судов.

Впрочем, в приватной беседе представитель судоходного офиса НАТО Стейн Оул Хэгэли заметил:

- Мы уже провели семинары в нескольких странах мира, чтобы выработать и дать морскому сообществу единые меры борьбы с пиратством. Но мы лечим только симптомы, а не саму болезнь.

Тем не менее в связи с активизацией сомалийских пиратов в Аденском заливе, Аравийском море и Индийском океане в дополнение к ВМС НАТО, находящимся в этом районе с 2002 года согласно антитеррористической операции "Enduring Freedom", берега Сомали патрулируют корабли ЕС в рамках военно-морской операции "Аталанта" (Atalanta). Российский сторожевой корабль "Неустрашимый" уже вступил в столкновение с пиратами. В 2013 году в пиратский район будет направлен боевой корабль Украины. А в Одессе будет организован международный центр по борьбе с пиратством и помощи жертвам, попавшим в плен. А поскольку Украина является крупнейшим поставщиком рабочей силы, а компания Ви Шипс поддерживает международные стандарты, в рамках семинара было заявлено об открытии украинского офиса МПГОМП...

Семинар, бесспорно, предоставил ценную информацию для моряков, руководителей крюинга, осветив деятельность международных компаний в борьбе против пиратства. Только двустороннее понимание поможет решить проблемы и наконец-то сделать верные шаги, чтобы избавить мир от распространившейся эпидемии пиратства.

Инна ИЩУК.