Номер 31 (1027), 13.08.2010

ДЕВЯТЬ КИНОДНЕЙ ОДНОГО ГОДА
Первый Одесский международный кинофестиваль
в репортажах, зарисовках,
слухах и впечатлениях

(Продолжение. Начало см.
в № № 29, 30.)

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Для киноманов именно в этот день произошло центральное событие фестиваля: мастер-класс знаменитого голландского режиссера и председателя жюри Йоса Стеллинга.


Мэтр-режиссер оказался, в отличие от другого мэтра, но актера, Рутгера Хауэра, человеком спокойным и благожелательным. Он сразу признался, что ему нравится учить, помогать, рассказывать о кино. И даже он готов отвечать на вопросы типа: "Что вы хотели сказать своим фильмом".

Искусство мастера проявилось в короткометражке "Зал ожиданий", которая была представлена как эротический фильм. Многих зрителей поразило отсутствие в картине обнаженной натуры, оказывается, киноэротика может быть тонкой и даже элегантной. Причем можно при этом обойтись даже без диалогов.

- Я думаю, что можно сравнить музыку и кино, - говорит режиссер. - Музыка - для ушей, а кино - для глаз. Если в фильме большое количество диалогов, то в первую очередь налаживается контакт с мозгом, а мне бы хотелось, чтобы фильмы в первую очередь западали в душу. Искусство - это особое пространство между людьми и для того, чтобы сделать хороший фильм, нужно заполнить это пространство.

Мысли прославленного мастера, который умеет размышлять на глазах у публики, нисколько не демонстрируя при этом свою знаменитость, находят отклик у молодых слушателей. Почти каждый его ответ в зале встречают аплодисментами. Особенно этот диалог:

- Можете ли вы в Одессе найти музу и вдохновение для вашего фильма?

- Думаю, что да. В детстве для меня Одесса была действительно символом русской культуры.

Но на один вопрос Стеллинг так и не смог ответить: как только его задали, в зале вырубился свет. Самое забавное, что вопрос этот касался эротики в кино.

Из конкурсных картин наибольшее внимание привлек "Октябрь".


Эта дебютная лента перуанских режиссеров Даниэля и Диего Bега была отобрана организаторами из программы Каннского фестиваля, где получила приз в конкурсе "Особый взгляд".

Любопытно, что жанр своего творения режиссеры-родственники оценивают по-разному: одному нравится определение "черная комедия", другому - нет. Впрочем, решающее слово - за зрителем.

Для специального показа в этот день организаторы выбрали серию короткометражек под названием "Мудаки. Арабески".

- В головах людей существует некий нигилизм, заставляющий их поступать особым образом. "Мудаки" - слово, которое очень корректно отражает данный смысл.

Так на пресс-конференции пояснили суть названия создатели проекта - продюсер Владимир Тихий и режиссер Дмитрий Коломойцев. А слово "арабески", по их словам, как бы объединяет в единой подборке очень разные работы.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Оказалось, что именно в этот день случилось главное событие конкурсной программы. Жюри и зрители увидели фильм "Детям до 16...", созданный российским режиссером львовского происхождения Андреем Кавуном.

Особое мнение об этой картине будет высказано ниже, а пока что снова предложим читателям мысленно побывать в зале "U- Cinema", где мастер-класс проводил урожденный одессит, а ныне московский продюсер Сергей Члиянц. В начале 1990-х Сергей снял на Одесской киностудии картину "По прямой", и наша газета оказалась единственным одесским изданием, которое отрецензировало этот фильм. Но свой талант С. Члиянц развернул на ниве продюсирования; на его счету такие ленты, как "Бумер", "Кармен", "Настройщик" и другие. Встреча с продюсером - явление редкое, эта сторона искусства зачастую остается "за кадром", потому мы сочли полезным более детально процитировать некоторые высказывания Сергея Члиянца.


"Продюсеры в кино были всегда. Просто в советское время их функции выполняли директора киностудий, главные редактора, просто редактора. Продюсер - это не тот, кто платит, это тот, кто находит деньги. Когда я понял, насколько режиссер - зависимая профессия, решил делать фильмы как продюсер. Нашим поколением, к которому я причисляю Валерия Тодоровского, Диму Месхиева, Васю Пичула, занимался Армен Медведев, первоклассный продюсер, киновед, умница. Вот он, будучи министром, отдал нам "на разграбление" киностудию имени Горького, директором которой я стал. Конечно же, мы тут же поссорились со стариками, о чем я сейчас жалею; это было мальчишество, юношеский максимализм. Режиссер чего хочет? Чтобы все декорации стояли весь съемочный период на своих местах, и чтобы все актеры были "у ноги", да еще и лезут в процесс продажи фильма, бывает. Но возможно ли, нужно ли это? Приходится быть гибким. Таким мастерам, например, как Кира Муратова, особо не подиктуешь свою волю, лучше слукавить: "А помните, вы хотели сделать такую-то сцену так?" Не достигнув компромисса, сделать проект невозможно...

Когда снимался "Бумер", я мог предложить скромные суммы гонораров режиссеру и актерам, зато давал достаточно времени для репетиций. Тогда еще не вышла "Бригада", и Вдовиченкова еще никто не знал, но он тут же стал популярным и наряду с другими исполнителями главных ролей теперь получает за смену 10 тысяч евро. Шнуров был у нас композитором, не требуя достойной награды, просто потому, что сценарий понравился, а в итоге заработал 2 миллиона долларов на рингтонах. С удовольствием вспоминаю работу над "Бумером", это хорошее гангстерское кино, которое я очень люблю, это часть мужского мира, и наш фильм не о гангстерах, а о гражданской войне девяностых получился. Рад, что в итоге проект стал успешным...

Я не ставлю коммерцию выше высказывания. А когда пытался сделать это, грешен, ни одна попытка не увенчалась успехом. Знаете, за год по всему миру можно насчитать 50 настоящих продюсеров, 500 могут хоть что-то, еще 5 тысяч делают так называемый контент. Голливуд спровоцировал в творческих людях лживое стремление к призам, в то же время наводнил рынок своей продукцией, приучил к ней зрителя, и вот результат: в России воспринимают содержательное кино хуже, чем в Мексике...

Пишущим сценарии людям я могу посоветовать такое упражнение. Сядьте в пустом зале, посмотрите на экран, представьте на нем фильм по вашему сценарию, найдите причину, по которой люди купят билеты. Вообразите, как будет смотреться название фильма на афише. Никогда не становился успешным фильм с плохим названием, не было такого!

Обещаю читать все сценарии, которые поступят. В сценариях есть большая потребность, если раньше в столе у любого сценариста лежали готовые истории, то сейчас такого нет, а в последний год трудно найти даже свободного режиссера - кино проигрывает конкуренцию не Голливуду, нет, родному телевидению, которое все упрощает, огрубляет... Наверное, скоро кинематограф, подобно музыке, разделится на эстраду и классику, станет искусством элитарным...

Подборку подготовил
Александр ГАЛЯС.

Фото с сайта фестиваля:

Голландский режиссер Йос Стеллинг дает мастер-класс под открытым небом.

Перуанские режиссеры Диего и Даниэль Вега, авторы фильма <Октябрь>.

За работой - продюсер Сергей Члиянц и режиссер Кира Муратова.