Номер 30 (1026), 6.08.2010

О НЕКОМ "ДУХОВНОМ" ГЕРБЕ

Отклик на статью
"Духовный герб на двадцать первый век"
("ПФ" № 24.)

Первый Президент нынешней Украины на вопрос: "Чем Вы занимались в годы пребывания у власти?", ответствовал: "символикой".

Ныне эта много лет муссируемая тема в канун 20-летия независимости вновь всплывает. Понадобился вдруг какой-то "духовный" герб, да еще на конкретный срок (XXI век). Совершенная бессмыслица. Такого понятия геральдика не знает. Герб создается только один раз! Многие гербы существуют тысячелетия и теперь легитимны. "Духовных" гербов нет, и не может быть!

Ну посчитали сделать трезубец государственной эмблемой, придумывая ему различные символические значения помимо десятков известных, так остановитесь, наконец. (Скорее всего, знак - стилизованное изображение сокола - тотема княжеского рода). Хотя считать его именно украинской эмблемой сомнительно. Трезубец помещен на флаге государства Барбадос, это эмблема подводного флота США и НАТО, атрибут Нептуна. У запорожцев трезубца никогда не было!

Эмблемой киевских князей были так называемые "знаки Рюриковичей". Их в виде двузубцев, трезубцев чеканили на княжеских монетах, печатях, бляхах, подвесках. Они пришли от царей Боспора и были занесены сарматскими и иными племенами в Боспорское царство еще раньше.

Желтый и светло-синий цвета государственного флага Украины связаны с пожалованием в 1708 году Карлом XII Мазепе права употреблять прибывшими казачьими отрядами в качестве значков (узких флажков) на пиках цвета шведского флага. Под ним же остатки мазеповцев ушли в Турцию. Эти цвета как национальные употреблялись войсками Петлюры, Директории и ЗУНР (Западно- Украинской Национальной Республики), в Галиции, во время второй мировой войны - отрядами Бандеры. О шведском происхождении говорит и эмблема льва на Большом Государственном гербе. Такую эмблему носили бойцы дивизии СС "Галичина".

Поскольку в Украине во второй половине XVII - первой половине XVIII столетия было военно-административное деление на полки и сотни, символ казачества - "казак с мушкетом" - приобрел значение "национального герба" и был введен в нынешний Большой Украинский герб. Такая практика существовала в Российской империи. Большой и малый гербы имеют Швеция и Латвия.

Что же до вопросов, предлагаемых инициаторами создания герба:

Трезубец. Повторяем, он никогда не был эмблемой Киевской Руси. А вот упоминание его, как орудия мучения, имеет место (в летописи под 1096 г.).

Красная пятиконечная звезда. В гербе СССР, УССР считалась эмблемой международной солидарности трудящихся. Но красный цвет в украинской символике трактуется как говорящая эмблема и означает просто кровь. Это насилие, мщение, и он никогда в Украине не связывается с любовью, радостью, олицетворением прекрасного, лучшего, оскорбляет национальные чувства (например, нельзя дарить украинке красные цветы).

Относительно модернизации большого национального герба. Как отмечалось, герб не может меняться. Тем более при одном общественном строе.

Современная Украина не является преемницей Киевской Руси, поскольку образование украинской нации относится не к X веку, а к XV.

Геноцид. Какое отношение имеют репрессии к гербу?

Символ Бога - крест. Какой крест? Крестов множество. Наиболее подходит православный (русский) крест. Как будет выглядеть его сочетание со звездой?

Калина. Как символ Украины? Чисто национальной, нигде более не встречаемой эмблемой, являются ягоды вишни (10 ягод, вписанных в треугольник) - геральдическое решение, означающее "полное совершенство" ("украинское - лучшее!").

О некоторых цветах. Малиновый цвет символизирует героическое время в украинской истории, особенно в военной. Его употребление для украинцев почетно. Зеленый цвет означает возрождение, побуждение, возобновление, в том числе и национальной украинской жизни. Белый цвет означает "самопосвята", т. е. самопожертвование, но также и сдачу позиций, что ведет к двойственной и противоречивой трактовке в применении белого цвета в украинской символике.

Выдвинутая в статье "Духовный герб на двадцать первый век" идея провести социологический опрос среди студенчества Одессы с предложениями о новом гербе Украины с привлечением представителей молодежи различных партий ничего не даст. Потому, что с геральдикой люди просто незнакомы. Ведь герб не картинка, не плакат, не значок и не просто эмблема (герб действительно эмблема, но не всякая эмблема герб). Надо еще учитывать, чтобы композиция не была перегруженной, чтобы каждая фигура заняла место по правилам геральдики.

Мне довелось ещё в 70-е годы видеть варианты новых гербов Москвы и Ленинграда. Несмотря на обилие представленных предложений, ничего лучшего дореволюционных гербов не придумали (еще при Петре I была создана в России геральдмейстерская контора, в которую были приглашены лучшие гербоведы и художники).

В уже независимой Украине остались изначальными старинные гербы Киева и Харькова.

Об областной и городской эмблеме Одессы здесь говорить не приходится. Когда в 1997 году проходил конкурс на областной герб, желаемого результата не вышло. В составе жюри участвовали председатели многих творческих союзов, но поскольку положения геральдики абсолютно всем были неведомы, меня, как единственного сведущего в комиссии, попросили написать пособие (с иллюстрациями). Однако ни один из нескольких десятков эскизов (все они публиковались в "Одесских известиях") не был одобрен. Несколько участников, и я в том числе, получили поощрительные премии. В дальнейшем вновь проходили конкурсы на городской и областной гербы. Принятые эмблемы удачными никак не назовешь... Вновь стоит вопрос о разработке достойных гербов.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.