Номер 14 (910), 18.04.2008

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНЫ

Как утверждают ученые, климат на планете меняется. Вот и "ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕСНА В УКРАИНЕ" обещает в этом году быть короткой. Обычно этот ставший уже традиционным фестиваль захватывал почти весь апрель. Но Пятый фестиваль "ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕСНА" продлится всего 14 дней по 20 апреля включительно.

Открытие фестиваля 7 апреля стало праздником для музыкальных гурманов, ценителей музыки Дебюсси и Равеля. А 14 апреля на сцене Одесского русского драматического театра состоялся хореографический спектакль "А не поговорить ли нам...". Это метафорический спектакль о преодолении разобщенности между людьми, преодолении ментального и языкового барьеров с помощью танца. Хореограф Норма Клер в основу своего спектакля положила экспрессию афро-креольского танца, сочетающегося со стилем хип-хоп. Таким образом, перед глазами зрителя предстал срез современного сообщества французских улиц. Завершится фестиваль 20 апреля также на сцене Русского театра спектаклем по пьесе Жиля Грануйе "Весна". И речь в нем пойдет не о весне, обновляющей природу, не о "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНЕ", знакомящей наших людей с искусством, а через него - с душой французского народа. Речь - о самой Черной Весне, горькой, как полынь, что в Украине зовется Чернобылем.

Чернобыльская трагедия показана в спектакле через призму личной трагедии героини, чья работа - проводить экскурсии туристов в Чернобыле, у саркофага, накрывшего неугасающий четвертый реактор.

Как всегда, в программу фестиваля "ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕСНА" вошла популярная кинопрограмма "Долгая ночь... короткого метра". Эта часть программы, включающая короткометражные фильмы известных французских режиссеров, заняла два дня - 15 и 16 апреля проходила в кинотеатре "МАСКИ". На работе кинотеатра "МАСКИ" в рамках "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНЫ" мне хотелось бы остановиться подробнее. "Долгие ночи короткого метра" - это лишь часть интереснейшей кинопрограммы, которая ежегодно готовится к этому фестивалю. Собственно говоря, вся работа к/т "МАСКИ" - это фестивальные и эксклюзивные показы фильмов мирового класса. Создание центра таких артхаусных просмотров - заслуга директора кинотеатра Натальи Делиевой и руководителя киноклуба "U-cinema" Яна Юсима. Свою лепту в организацию кинофестивалей, проходящих в "МАСКАХ", вносят и компания "Артхаус-трафик", и дирекция МКФ "МОЛОДОСТЬ". Если говорить конкретно о программе, приуроченной к фестивалю "ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕСНА", то, безусловно, за ее реализацию мы должны быть благодарны и Посольству Франции в Украине, и дирекции "Альянс Франсез" г. Одессы. Благодаря обеим вышеназванным организациям еще в конце зимы, как бы предваряя "ФРАНЦУЗСКУЮ ВЕСНУ", в "МАСКАХ" прошли "Вечера французского кино". В числе показанных четырех фильмов французских киномастеров, была лента, поставленная Гелой и Теймуразом Баблуани "Наследство". Имена и фильмы этих режиссеров известны киноманам. Картина Теймураза Баблуани (отца) "Солнце неспящих" была призером Московского кинофестиваля в конце 80-х годов прошлого столетия, дебютный фильм Гелы Баблуани (сына) "Тцамети" - ("13") оставил глубокое впечатление на МКФ "МОЛОДОСТЬ". Их совместная работа - это сплав традиций и аромата замечательного грузинского кино и энергетики современного кинематографа. А в результате - фильм-шок.

Но когда я писала, что "Долгие ночи..." лишь часть кинопрограммы фестиваля, я имела в виду не эти "Вечера", а ту программу, которая стала прологом "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНЫ", ее первыми ласточками. Речь о "Неделе франкофонии в Украине". За эту "Неделю" одесские киноманы смогли познакомиться с фильмами из Бельгии, Швейцарии, Алжира, Марокко, Канады и Мавритании, то есть с киноискусством стран, где звучит французская речь. Уровень фильмов этой программы можно определить как высочайший. Романтика, драма, комедия, трагикомедия, словом, все жанры нашли отражение в этих фильмах. Одну из картин "Нашествие варваров" Дени Аркана (Канада) одесские любители кино смогли оценить еще несколько лет назад - она демонстрировалась в киноклубе, но и сегодня не угас зрительский интерес к этой философской ленте, где под внешним цинизмом герои прячут истинные чувства и ценности - любовь, дружбу, преданность. Этот фильм - гимн жизни.

О бельгийской ленте "Время прилива" я уже писала два года назад, когда она, как режиссерский дебют замечательной актрисы Йоланды Моро, демонстрировалась на МКФ "МОЛОДОСТЬ" и была в числе картин, вошедших в орбиту внимания международного жюри. Блестящая режиссерская, операторская и актерская работа, удивительная романтика сюжета, отраженная в каждом кадре, - все это оставляет ощущение какой-то несегодняшней утонченности при абсолютно современных выразительных средствах.

Я не буду писать обо всех картинах. Лучше один раз увидеть, чем... и т. д. Но все же отмечу еще одну картину - "Вкусную палому" Надира Мокнеша (Алжир). Эта жесткая трагикомедия еще раз убедила зрителей в том, что грань между европейским и восточным кинематографом стирается так же, как она стирается в способе жизни. Те же взятки и коррупция, то же стремление урвать и укрепиться в жизни любой ценой. Даже частности сюжета до боли напоминают наши сегодняшние ситуации - героиня мечтает любой ценой приватизировать не более и не менее, как древнеримские Термы Каракаллы, чтобы устроить в них что-то вроде доходных купален. Главную роль блистательно играет актриса Биюна.

Итак, первые ласточки "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНЫ" и ее последующий расцвет еще раз свидетельствует о том, что без этого фестиваля праздник весны был бы неполным.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: сцены из спектаклей
"А не поговорить ли нам..."
и "Весна".