Номер 03 (899), 01.02.2008

ВЕРНИТЕ НА МЕСТО ДЕТСТВО!

Помните анекдот про негра и белого? Негр лежит под деревом, а белый его поучает: насобирай бананов, продай, велосипед купишь. - И что? - вопрошает негр.

- Продашь велосипед, мотоцикл купишь.

- И что?

- Продашь мотоцикл, автомобиль купишь.

- И что?!

- Купишь дом, телевизор, мебель, будешь лежать себе, ничего не делать!

- Да я и так лежу, ничего не делаю....

И не понять им друг друга, как порою - взрослому и ребенку.

Но в последнем случае - все сложнее и печальнее для ребенка, чьи родители искренне верят, что чем раньше они "сделают из него вундеркинда", тем счастливее, успешнее и богаче будет он в непредсказуемом (или наоборот?) мире XXI века...

"Раннее развитие", "логика", "интеллект", "профильное обучение"... Как засорили язык эти понятия за последние годы, как безответственно украшают ими свои названия иные частные школы, создавая для доверчивых пап и мам броский имидж в погоне за клиентурой. А на самом деле все проще, и словосочетание "раннее развитие" - нелепый термин, взятый на вооружение авторами сомнительных экспериментальных методик. Профессиональным психологам, практикам, работающим не один год с детьми, нередко приходится мягко внушать взрослым людям, что не стоит играть с природой, пытаясь обмануть естественный ход вещей. И без того юному поколению во многом сложней, чем нам. Причины тому - не только резкий скачок из "индустриального" в "информационное" общество, не только экологический беспредел и замена няньки и мамы компьютером. Вернее - все вместе, и еще много факторов. Наши дети в три года без труда осваивают клавиатуру, но при этом не всегда умеют держать карандаш в руках. Мамы рады тому, что малыш целый день может щелкать пультом у телевизора и не мешает им. Зачем воздух, зачем подвижные игры и кубики?

А потом бывает "кризис трех лет", и еще не один кризис. И подготовленный к школе малыш вдруг начисто забывает все то, чему его так упорно учили дома, и совсем не умеет слушать учителя, и "летит" где-то сам, на своей волне, в полутрансе, а родителей еще и пугают: как же вы просмотрели психическое заболевание? Немного статистики: за последние четыре года в Одесской области заболевание сколиозом у школьников увеличилось в полтора-два раза, в четыре-шесть раз стала ниже острота зрения по сравнению с дошкольным возрастом. И кто виноват, и что делать?

- Начинать надо с семьи, - уверена моя собеседница Ольга Ращупкина.

Имея два базовых образования, медицинское и психологическое, она вместе со своей коллегой Надеждой Табаковой (по первому образованию - дипломатом- международником) решила создать в свое время своеобразную службу помощи молодым и будущим мамам. Ведь для того, чтобы благополучно родить ребенка (а ведь от этого очень зависит его развитие), недостаточно одного уважения к классической медицине и упования на врачей, нужна и основательная психологическая подготовка. В то же время Ольга Александровна не была сторонником таких крайностей, как, например, домашние роды и прочие подобные эксперименты. Так возник семейный центр "Колыбелька", в котором предполагалось вести занятия со всеми членами семьи, начиная с дородового периода, чтобы приход в этот сложный мир нового человечка в условиях обычного современного родильного дома был для него не катастрофой, а действительно этапом развития.

- Говоря о раннем развитии, мы в большинстве случаях подменяем понятия, - говорит Ольга Ращупкина. - Многие почему-то считают, если ребенок знает буквы и цифры, это ребенок развитый. Но это еще не показатель, надо учесть и физическое его развитие, и воображение, и эмоциональный мир. Если умственному развитию очень рано начать уделять слишком пристальное внимание, ребенок начнет мыслить знаками, но остальные направления развития при этом блокируются!

Сколько людей - столько мнений. К мнению профессионала прислушиваются все же внимательней. На одном из телеканалов мамаша задавала вопрос другому психологу: как вырастить до трех лет вундеркинда? Безумный спрос рождает безумные предложения... Ей объяснили: давать игрушки не крупные, а помельче, слушать такую-то музыку: Не спросили лишь у ребенка, еще лежащего в памперсах, понравится ли ему жизнь всезнайки, живого компьютера, с нарушенным обменом веществ и наверняка в очень толстых очках? И не гены тут будут виной, а позиция (установка) мамы...

Так что же надо делать, чтобы дитя компьютерной эпохи не мыслил мир исключительно знаковыми системами - вопреки или согласно воле родителей?

Во-первых, не стоит сажать ребенка за парту раньше четырех лет, говорит мой консультант. Да и в этом возрасте показано обучение только в виде игры. И если малыш знает буквы в два года, то складывать их в слова все равно научится не раньше четырех-пяти, до этого будет лишь неосознанно, слепо узнавать знакомые начертания. А ведь дело все в том, чтобы развивать мыслительный аппарат, и тут лучше не форсировать события.

Во-вторых, к непростым школьным годам подготовиться лучше не знанием счета, письма и компьютера, а развитием умения сосредоточиться и расслабиться, желания узнавать что-то новое. Для этого надо с детьми... играть. Да, все очень просто. До трех лет желательно чаще держать ребенка на коленях, вместо изучения букв играть в "ладушки" и "сороку- ворону", чуть поздней - в прятки и в мяч... И "ладушки" - это не блажь наших предков, а их мудрость и интуиция: игры развивают не только фантазию, воображение, но и моторику, тактильные ощущения, хотя эти термины нашим прабабушкам были неведомы. Но не так важен для здоровья и счастья научный подход, сколько любовь и улыбка.

И главное - ваш ребенок не должен бояться ни вашей, ни какой-то другой оценки. Это трудно признать в современном мире, когда "по одежке и встречают, и провожают".

- Слова "нет" для ребенка должно быть мало, - уверяет психолог. - Категорические запреты могут быть связаны только с тем, что угрожает жизни ребенка и его безопасности.

Иными словами, выбегать на дорогу или совать пальцы в розетку нельзя ни при каких обстоятельствах; а вот поковыряться в носу, к примеру, некрасиво, но можно. Можно и покричать, и поплакать, потопать ногами, если очень уж "топается", и не надо мамам и бабушкам стесняться этого, если приспичило малышу покапризничать в людном месте:

- Ведь детская агрессия, о которой сегодня говорят так много, - не что иное, как невыраженные эмоции. Их надо не подавлять или сдерживать, а научить ребенка их выражать - не стесняясь, согласно месту и времени. Игра - особенно совместная, с мамой, - этому учит.

Недавно я была у шестиклассников 86-й школы, классный руководитель которых Галина Юрьевна Евдокимова устраивает интересные праздники, в подготовке которых на равных участвуют мамы-папы, бабушки-дедушки и сами школьники. Так провели они "вечерницы" ко дню святого Андрея. Дети пели, а вот некоторые родители подпевать стеснялись. Все равно: совместные семейные праздники - это здорово.

Интересен еще один опыт: фестиваль "Наши дети" в Одесском национальном университете им. И. И. Мечникова. Выступают на нем дети сотрудников вуза, и если в первые годы по традиции присуждали места участникам, то последние два фестиваля прошли в сугубо "душевном формате": отказ от оценок - скромная компенсация юному поколению за нелепость и суету нашего мира. Если ты по какой-то причине не первый или не самый-самый, неужели мама станет меньше тебя любить?

Верните же детям детство, украденное цивилизацией, господа взрослые...

Ирина ЮРИНА.