Номер 24 (871), 6.07.2007

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Семейные фотографии и архивы... Непосвященному они расскажут немного, если не будут сопровождаться комментарием собирателя, вложившего в эту коллекцию часть души. Архивы, как и рукописи, не горят, потому что они хранят ИСТОРИЮ.

Несколько лет назад судьба подарила мне встречу с Валентиной Алексеевной Сибиряковой.

Историки и одесские театралы знают, что несколько поколений называли когда-то Украинский театр не иначе как театром Сибирякова. А это и был родной дедушка моей собеседницы. Валентина Алексеевна бережно хранит свидетельства, частью переданные ей по наследству, частью с трудом отыскавшиеся в советские времена, о рождении здания на Пастера и об истории своего рода.

...В далекую пушкинскую эпоху крепостному крестьянину Ивану Сибирякову довелось путешествовать по Европе, сопровождая своего господина. Талантливый поэт-самородок не терял времени даром: изучал немецкий язык и писал патриотические стихи, преподнося их время от времени высоким генеральским чинам. Стихи не остались незамеченными: известнейшие люди своего времени - Жуковский, Вяземский, Глинка - отметили неординарное дарование крепостного, и через какое-то время благодаря покровительству высокопоставленных лиц Сибиряков был выкуплен из крепостной неволи. Он получил возможность всерьез заняться литературной деятельностью в северной столице империи, даже дебютировал на сцене императорского театра...

Своему сыну он помог получить основательное техническое образование. Остальное Илиодор Иванович достиг сам: со временем он стал одним из крупнейших предпринимателей- сахаропроизводителей своей эпохи, владельцем больших имений на Киевщине.

Как часто бывает в истории, представитель следующего поколения этой династии решил искать собственный путь в жизни и предпочел карьере наследственного коммерсанта творчество. Природа одарила его прекрасными музыкальными данными, а жизненные упорство и хватка, такие же, как у отца и деда, помогли стать незаурядным оперным певцом и пианистом. Ему прочили большое будущее на этой стезе, но Александр Илиодорович не меньше, чем сольным пением, интересовался и театральным делом. Посетив лучшие театры Европы, он сделал свой окончательный выбор. И хотя жизнь предоставляла ему не одну возможность играть на прославленных сценах мира, Александр Сибиряков выбрал Одессу. Чуть больше ста лет назад его утвердили антрепренером недавно построенного Городского театра.

"В добрый путь!" - напутствовал его 110 лет назад неизвестный нам журналист на страницах ежедневной (!) газеты "Театр", датированной 10 апреля 1897 года. Рассыпающийся от времени газетный лист хранит строки вековой давности: "Отнесясь к театру не как спекулянт, ищущий наживы, г-н Сибиряков убедился, что Одесский театр представляет собой широкую арену для деятельности музыкально образованного антрепренера..." Ожидания вполне оправдались: в этот период Городской театр, ныне оперный, принимал на своей сцене Чайковского и Баттистини, велась активная переписка с Чеховым.

На улице Херсонской, ныне Пастера, тем временем строилось новое театральное здание. В пристройке жила семья Александра Сибирякова, и театр через какое-то время стали называть его именем. Здание, находившееся под номером 13, неоднократно горело, о чем красноречиво рассказывает очередная газетная статья, сохраненная в семейном архиве: "Пожар в театре Сибирякова". Может, от суеверия, а может, из-за мистических совпадений Александр Илиодорович попросил тогдашнего градоначальника изменить номер дома с 13-го на 15-й, и... просьба была удовлетворена! По сей день на вопросы гостей Одессы, где находится Украинский театр, местные жители отвечают: "Пастера, 15".

"Горел", к слову сказать (верней, "прогорал" в своем бизнесе) и его основатель, о котором не случайно, наверное, упомянутый автор писал: "...не ... спекулянт, ищущий наживы". Часто положение удавалось поправить лишь благодаря финансам старшего Сибирякова: коммерческая жилка талантливого и предприимчивого по-своему сына была не в пример отцовской.

По-разному сложилась судьба пятерых детей основателя театра, который лишь через несколько лет получит название "Украинский". Следы многих родственников Валентины Алексеевны затерялись в смутном времени перемен: в гражданскую отец семейства уехал с дочерьми за границу, а мать и два сына остались в родной Одессе. Один из них, Алексей, стал отцом моей собеседницы.

***

Рассказанные детали - не новости для одесситов, которые любят и знают историю своего города. Но, во-первых, повториться не грех в эпоху, когда наши дети знают гораздо лучше историю "Звездных войн" или Гарри Поттера, чем страницы истории настоящей. Во-вторых, история рода Сибиряковых иллюстрирует некую закономерность, - когда сын как будто бы отрицает путь своего родителя, но на самом деле лишь дополняет его, идет другой дорогой...

Мы нередко говорим - на роду написано, не особенно задумываясь над этой фразой. А ведь какой-то генетический код, возможно, и существует. И чем больше способностей, потенциальных возможностей заложено в нас природой, тем жестче предлагается выбор, который всегда есть отказ от чего-то другого. Вспоминается точное выражение: "выбор - ограниченность несовершенных людей". Часто замечают, что талант, как правило, идет нога в ногу с безденежьем. На самом деле это не совсем так. Просто люди талантливые уделяют деньгам зачастую не столь пристальное внимание, как они того требуют и заслуживают. О деньгах последнее время все чаще говорят и пишут, как о живом организме - не в смысле классического "Капитала" или известных старшему поколению экономических теорий. Говорят как о чем-то мистическом, чего соблазнительно достичь без труда, без отдачи сил и энергии, без непростого выбора: газеты тиражируют заговоры "на удачу", ясновидящие предлагают снять "печать невезения" (кстати, за деньги).

Но по-прежнему одиноким парусом, как во все времена, чувствует себя и сын предпринимателя, с детства пресытившийся финансовым благополучием, и сын талантливого бедняка, который уверен, что деньги - это нечто большее, чем думает о них незадачливый (по мнению дитяти) родитель. Так написано ли на роду - быть состоятельным или бедным, знаменитым или безвестным, талантливым, неудачником (можно без запятой)? Повторяются ли судьбы через поколение, или продолжают одна другую, или это зависит от выбора личности? Один в одночасье готов спустить огромные средства, просто играя в карты. Другой без сожаления вложит большие деньги в строительство театра, в поддержку начинающего таланта, а может быть, в миллион алых роз... И все это, как ни странно, составляет один (и притом достаточно гармоничный) узор жизни. Интересно, рассмотрит ли гармонию в наших днях далекий потомок?

Ирина ЮРИНА.