Номер 05 (852), 09.02.2007

ГЛАС НАРОДА

ХОТЯТ ЛИ УЧИТЬСЯ ДЕТИ?

На этот вопрос мы решили получить ответ у самих учеников и их учителей. И вот, что нам удалось услышать:

Маша, 8 лет:

— Мне не нравится учиться, потому что в это время я могла бы посмотреть мультфильмы на канале "Nickelodeon" или поиграть во дворе. А приходится сидеть на уроках и ждать их конца.

Денис, 9 лет:

— Устаешь сидеть на уроке. Хочется побегать, попрыгать. Знаете, что у нас начинается на переменках? Играем в догонялки, прыгаем через парты. Главное, чтобы училка не вошла. Вообще, когда у нас были уроки по 30 минут, было лучше. Не так уставали.

Алена, 11 лет:

— А я учиться люблю. Мне нравится решать примеры по математике. И учительница меня в последнее время хвалит. Вот только в английском разобраться не могу. Преподаватель у нас хороший, старается. Но только в классе шумят, и ничего не слышно. А вообще у нас в классе многим не нравиться школа.

Катя, 12 лет:

— Учиться надоело. Задают всякую ерунду. А ты в этом не разбираешься. И мама тоже. А училку спросить неудобно. Она спрашивает на уроке: "Кому непонятно?". Я один раз руку подняла. Так на меня весь класс потом накинулся. Сделали бы: что хочешь, то и учи. Я бы тогда себе самые любимые предметы выбрала: литературу, английский, историю.

Наташа, 13 лет:

— Я не люблю учиться, когда алгебра и геометрия или география. Преподаватели говорят скучно, неинтересно. Папа лучше объясняет. Он вообще удивляется, как я решаю задачи. Скажу ему ответ. Он требует объяснения. А я объяснить не могу. Потому что оно в уме само собой решилось. Вообще в школе интересно, общаешься с подружками, пишешь анкеты. Дома сидеть было бы скучно.

Таня, 14 лет:

— Учиться хоть и надоедает, но надо. Ведь потом поступать в вуз. А для поступления нужны оценки и знания. Раньше я не придавала значения школе. Не понимала, зачем туда ходить, время терять. Но без нее никуда. Чтобы овладеть хорошей профессией, надо быть образованным. Иначе кому ты неграмотный нужен?

Олег, 15 лет:

— Учиться не люблю. Лучше играть в компьютер. Но если я принесу двойку, папа на неделю отстраняет от игр. Но зато разрешает лазить по его программам. Я уже освоил Corel, Point, Pagemaker. Недавно за то, что я выучил две тысячи слов по английскому (по 10 за день) папа купил мне крутую мобилку. Там тоже очень много игр. Я, наверно, буду поступать на программиста. Мне очень нравится заниматься с компьютером. Тем более, что я хорошо смыслю в алгебре, информатике и физике.

А ВОТ ЧТО ДУМАЮТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ УЧИТЕЛЯ:

Елена Витальевна, 38 лет, преподаватель русского языка и литературы:

— Я не скажу, что все дети не хотят учиться. Многие даже очень стремятся, участвуют в олимпиадах, читают произведения. Не учатся те, кому не интересно. Но если ты подашь материал не сухо и назидательно, а живо и с кучей примеров из жизни, то тебя будет слушать весь класс – неважно отличники или двоечники. И уверяю, в классе будет тишина!

Я преподавала во многих школах. И везде результат один. Детей надо увлечь. Рассказать, зачем это им надо. Поставить цели перед ними. Они ведь живые люди. И обычно делают только то, что им надо. И прямо об этом говорят. А нам бы стоит прислушиваться к ним. Они подскажут много полезного, на основание чего можно сделать выводы относительно преподавания. Например: дети хорошо воспринимают правила, если примеры касаются лично их. И усваивают грамматику, когда проводишь контрольные, и они друг у дружки проверяют. А чтобы ребенку захотелось прочесть произведение, надо рассказать ему о деталях, которые его заинтригуют. И он прочтет его от корки до корки.

Ольга Александровна, 41 год, преподаватель музыки:

— Детей нельзя заставлять учиться. Они сами должны это захотеть. Был у меня ученик, который все время ленился и не хотел учить уроки. Но в пятом классе с ним как будто что-то стряслось. Он стал всем интересоваться, заниматься дома. И превзошел все мои ожидания. Чтобы дети учились, надо с ними говорить, объяснять, выслушивать их, помогать решать их проблемы. Ведь мы должны им помочь стать образованными взрослыми людьми. А без взаимопонимания это невозможно.

Игорь Петрович, 60 лет, преподаватель информатики:

— Я думаю, тенденция нежелания учиться у учеников объясняется сегодняшним состоянием общества. Родители достают все, что нужно. Зачем напрягаться, чего-то добиваться, когда можно уткнуться в компьютер и впасть в эйфорическое состояние. Иначе я его не назову. Компьютерные игры – это большой "стоп" в развитии детей. Они все однотипны. И практически не развивают ребят. А заинтересовать их чем-то другим, когда у них в голове – "как пройти Гарри Поттеру через заколдованную пещеру" или "выиграть компьютерную гонку у соседа". У моих знакомых дочь доигралась до того, что не почувствовала дыма, которым наполнилась вся комната после включения камина. В ее игре у "Симов" был пожар. И реальный дым в комнате она восприняла как виртуальный. Хорошо, что мать вовремя вернулась с работы и выключила камин, а затем проветрила помещение.

И напоследок скажу, чтобы дети захотели учиться, надо заинтересовать их, как смогли это сделать компьютерные игры, мобильные телефоны, которые отвлекают школьников на уроках. А для этого нужно быть учителем от Бога, а не для галочки.

Расспрашивала Т. ИНИНА.

Фото автора.