Номер 14 (810), 14.04.2006

ЭКРАННЫЕ ПОРТРЕТЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

После некоторого перерыва продолжаем публиковать беседы с интересными людьми, с которыми нашему корреспонденту довелось встречаться на XXXV МКФ "МОЛОДОСТЬ".

2. Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ ВИЗИРЕМ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

В 70-80-х годах прошлого столетья целое поколенье любителей литературы в самой читающей в мире стране зачитывалось историческими романами французского писателя МОРИСА ДРЮОНА. Книги из знаменитой серии "Проклятые короли" (7 романов) можно было достать только в обмен на макулатуру. Впрочем, не меньшей популярностью пользовались и социальные романы Дрюона. Особенно первый роман трилогии "Сильные мира сего" (вторая и третья части трилогии назывались соответственно "Агония мертвых душ" и "Свидание в аду"), по которому в конце 50-х годов режиссер Дени де Ла Пательер поставил фильм с одноименным названием, демонстрировавшийся и в СССР (с Жаном Габеном и Пьером Брассёром в главных ролях). Из наиболее известных произведений Мориса Дрюона (не считая публицистики) можно назвать мифологическую дилогию "Мемуары Зевса" (на русский язык не переродилась).

К творчеству писателя, особенно к остросюжетным историческим романам, не раз обращались кинорежиссеры. Но не это послужило причиной приглашения писателя на МКФ "Молодость". Те, кто читал материалы по кинофестивалю, возможно, помнят, что одним из событий фестиваля стал показ картины Елены Фетисовой "Российские корни, или Однажды в Оренбурге". Фильм посвящен четырем выдающимся деятелям XX века, которых судьба свела в одном из старинных русских городов: это французский писатель Морис Дрюон, ближайшие предки которого были связаны жизнью и деятельностью с Оренбургом, выдающийся мексиканский художник Владимир Кибальчич, родившийся в Оренбурге и проведший в нем все детство и молодость, не менее выдающийся виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович и известный политик Виктор Черномырдин – ныне Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине, тоже родившиеся и жившие в Оренбурге.

Художник, музыкант, писатель, политик – двое последних и стали гостями фестиваля (Кибальчич ушел из жизни летом 2005 г.). На пресс-конференции и в последующих беседах 87-летний мэтр французской литературы Морис Дрюон ответил на ряд вопросов.

— Большую часть своего творчества вы посвятили королям. Возможно ли возрождение монархии в России?

— Хотя я часто бываю в России, но не достаточно хорошо знаю настроения людей, чтобы делать подобные прогнозы. Если бы вопрос касался Франции, то я бы ответил, что реставрация монархии во Франции маловероятна. Хотя, когда речь идет об истории, то можно сказать, что в исторических процессах нет ничего невозможного. Вообще история может развиваться по трем вариантам. Первый связан с медленными процессами, определяемыми большими миграциями, с переселениями на другие континенты, с налаживанием контактов между народами. Второй вариант – это средний по скорости развития процесс, который связан с рождением и исчезновением целых наций. Третий – самый быстрый, в пределах жизни одного человека, он связан с некоторой сильной личностью, сконцентрировавшей в своих руках власть.

— Вы пишете исторические романы, чтобы люди могли извлечь из них уроки? Но ведь известно, что история ничему не учит.

— Этот вопрос можно переформулировать так: для чего нужна история? Чему она служит?

Именно благодаря истории мы узнаем, откуда мы, каковы наши истоки. История помогает осознать, где мы находимся сейчас. В истории мы черпаем надежду, она позволяет понять, предположить, куда мы идем, где окажемся.

Кроме того, история служит ключом к взаимопониманию. Я бы не мог понять нынешнюю жизнь ни русских, ни украинцев, если бы не знал прежнюю жизнь этих народов. Взаимоотношение прошлого и настоящего достаточно сильно.

— Итак, читая ваши романы, мы лучше узнаем Францию и французский народ. А какие выводы мы можем сделать о себе?

— В своих романах я хотел обратить внимание на то, что, несмотря на абсолютно другие условия жизни, человеческая натура остается прежней. Сущность человека не меняется. И сегодня идет борьба за власть, существуют зависть, взаимная ненависть и другие проблемы. Характеры остались прежними. Единственная разница, что мы сейчас на пирах не подсыпаем в бокалы яд. Хотя и такое бывает...

— Сейчас другие методы убийства.

— Да. Если мы оценим все, что происходит на планете, те так оно и есть. Я хотел бы обратить внимание на такое явление, как терроризм, характерное для XXI века. А суть сводится к тому, что люди одной культуры, исходя из того, что в каких-то деталях она не совпадает с другими культурами, позволяют безумцам натолкнуть себя на мысль, что они вправе убивать тех людей, которые им представляются другими, хотя это те же люди, с теми же чувствами и заботами. Это войны, характерные для нашего века.

— А как же религиозные войны, походы крестоносцев?

— В походах крестоносцах большую роль играло желание расширения владений и обогащение. Но массовый терроризм – это дитя нашего времени.

— В какой исторический период вы хотели бы жить?

— Я выбрал бы свою эпоху. Несмотря на все трудности, я предпочитаю ее. Но если бы время можно было вернуть вспять, то я хотел бы быть визирем при фараоне в древнем Египте. Это особая страна, особое время.

— Чем интересна для вас Украина?

— В Украине прослеживаются истоки всех славянских цивилизаций. Здесь произошло перерождение византийской, культуры в культуру славянскую. Именно с этой точки зрения роль Украины важна в понимании духовной, художественной, культурной жизни славян.

— Нужен ли Европейский Союз?

— Когда речь идет об объединенной Европе, то нужно рассматривать две стороны медали. С одной стороны, это свободный рынок, торговое сотрудничество, свободное экономическое пространство. С этой точки зрения можно было бы не ограничиваться географическими рамками, хотя география играет основную роль в международной политике. Кроме того, Европа – это модный игрок в наше время глобализации, Объединенная Европа – единственная возможность сбалансировать мир, учитывая таких игроков, как США, Китай. Индия, блок объединенных стран Латинской Америки. Другая сторона медали – объединение европейских стран от Атлантики и до Урала – близка мне. Это политическое формирование должно объединить культуры, что играет в международной политике огромную роль. Об этом в свое время говорил генерал Де Голль. После Второй мировой войны это стало отчетливо видно. Такое объединение смогло бы противостоять тому униформизму культуры, которое насаждает такая супердержава, как США. Униформизм – это смерть культуры. Ведь только во взаимодействии, взаимообогащении разных культур и идей может существовать художественная литературная жизнь, могут создаваться произведения, идти творческие процессы.

Последние слова Мориса Дрюона как нельзя лучше соответствовали тому, что зрители увидели в фильме "Русские корни", где творчество его героев питалось от русской, французской и мексиканской культур.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Элеоноры ЗОЛОТАРЁВОЙ.