Номер 28 (773), 22.07.2005

ВРЕМЯ ФОТОРЕПОРТЕРА

О некоторых людях говорят, что они опередили время. Ученый сделал открытие, нашедшее применение через десять лет. Мыслитель сформулировал концепцию, правильность которой оценили следующие поколения. Летчик, проскочивший звуковой барьер, ощущает преодоление Времени физически.

Другим людям опережать время не нужно, иногда это просто вредно. Строящему дом надо придерживаться технологии, ему не нужно ни позже (чтобы не терять времени), ни раньше (иначе раствор не застынет, и стена завалился). Земледельцу тоже время не опередить (раньше, чем положено, не вырастет), но и передержка со сбором урожая не нужна.

Фоторепортер, по-моему, относится к этой, другой категории, ко времени настоящему. Он должен отображать свое время, за сиюминутным видеть жизнь во всей полноте, чувствовать характер своего героя, будь тот слесарем, руководителем, оперным певцом, вывеской или портальным краном.

Михаил Борисович Рыбак делал это мастерски.

* * *

Знаменитый спортивный телекомментатор Николай Озеров (тоже, кстати, герой зарисовок Михаила Рыбака) любил повторять о ветеранах-защитниках в футболе или хоккее: "Пусть скорость уже не та, но опыт, но выбор позиции!"

Защитником Рыбака не назовешь, он атаковал жизнь.

Опыта ему было не занимать, что же касается выбора позиции, то нашему фоторепортеру, ищущему необычный ракурс, могли бы позавидовать не обделенные фантазией герои "Камасутры".

Помню свой крик под куполом оперного театра: "Михаил Борисович, да не лезьте вы на ту балку!" Послушает, как же...

Озеровский постулат о "не той" скорости для Рыбака-ветерана журналистского дела был совершенно неприемлем. Носился он и во время съемки и между ними как ищущий признания молодой репортер. Потому и успел очень многое. Потому и страдал так во время болезни от резко изменившегося, успокоившегося ритма жизни, словно профессиональный спортсмен, избавившийся к своему несчастью от запредельных нагрузок.

* * *

Работа фоторепортера в газете – это не только выполнение заданий редактора на перспективу и полет свободного художника в поиске тем для репортажей. Это еще и задания других журналистов. Нередко они случались "вдруг", внезапно, но Михаил Борисович всегда выполнял их оперативно, порой в ущерб собственным творческим планам. Тут он тоже был образцом служебной дисциплинированности.

* * *

Конечно, "фотографическая направленность" работы облегчает отношения с людьми, но и тут у Рыбака была только ему присущая особая задушевность и естественная простота. Помню наше посещение женской колонии. Михаил Борисович настолько быстро установил контакт и с сотрудницами, и с заключенными, так естественно вел себя с людьми и в швейном цеху, и в столовой, и с маленькими жителями дома ребенка, что я даже на некоторое время подзабыл, где мы находимся. Эта наша совместная публикация стала одной из моих самых любимых.

* * *

Постоянно находящийся в жестких временных рамках Михаил Борисович Рыбак вместе с тем очень любил поговорить. Общение с ним было приятным, веселым, поучительным. Это были радостные минуты и часы.

Борис Штейнберг.