Номер 27 (772), 15.07.2005

ДВА СОБАЧЬИХ РАССКАЗИКА + ЕЩЁ ОДИН

I. МЕЛКАЯ ПШЕНИЧКА

— Наконец-то появились крупы, которые стоят меньше гривны! – воскликнула старушка в допотопном наряде, стоящая в очереди в одной из продуктовых палаток. В этой палатке всегда были очереди, потому что цены на крупы и макаронные изделия были там на несколько копеек ниже, чем в других местах.

— А что вы будете брать, бабушка? – спросила молодая женщина, стоящая следом за ней.

— Мелкую пшеничку и отруби...

— Отруби-то зачем?

— Из мелкой пшенички кашу буду варить, а можно и оладушки спечь – она как манка, а отруби для желудка пользительны...

— Ну-ну,— сказала молодая женщина и купила себе то же самое.

— Ага,— обрадовалась старушка,— вы взяли себе тоже...

— Мы варим своей собачке кашку в добавку к ливеру, – ответила молодая женщина, и они разошлись.

II. СОБАКА ГОДА

Где-то я читал или слышал, что СОБАКОЙ 2004 ГОДА был выбран или избран – не знаю, как лучше сказать, СЕНБЕРНАР. Что ж, вполне достойный представитель чистопородных служебных собак. Происходит от древних собак Азии. Один из великанов в собачьем мире. Сенбернары разыскивают путников, заблудившихся в горах. Кажется, именно одному из его собратьев поставлен памятник в Альпах. Кинологи говорят, что эта собака никогда не собьется с пути и всегда окажет помощь...

В конце концов, если есть политики года, журналисты года, мисс Европа и даже мисс энского района, то почему не быть СОБАКЕ ГОДА. Тем более, если она "никогда не собьется с пути". Ведь и с героями на год, рыцарями на час, и с МИССами – и в Европе, и в отдельно взятом Энске, это ой как часто случается! И тем не менее, их презентуют с утомительной настойчивостью.

III. СТОИТ БУРЖУЙ, КАК ПЕС ГОЛОДНЫЙ!..

Это Александр Блок в своей гениально-парадоксальной поэме "ДВЕНАДЦАТЬ". Все тут смешалось: и революция, и Христос, и "красный флаг", и "мерный шаг"... Но особенно досталось в блоковской прямо-таки эсхатологической поэме собакам и буржуям:

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост, паршивый пес.

И в следующей строфе, опять:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Откуда эта остервенелая НЕНАВИСТЬ к БУРЖУА у такого МЕССИАНСКОГО, КУРТУАЗНОГО поэта, одного из последних в мировой поэзии РЫЦАРЕЙ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ?! Потому как "Стихами о Прекрасной Даме" могли зачитываться лишь сыновья и дочери аристократии, интеллигенции и буржуа, но отнюдь не пролетарии, городские люмпены и сельская беднота. Как это и показала КРАСНАЯ революционная действительность, пролеткультовцы и т.д.

Думается, что с РЫЦАРЕМ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ произошла некая социо-поэтическая аберрация, о которой пишет его современник – известный религиозный философ Н.А. Бердяев в своей последней книге "САМОПОЗНАНИЕ (Опыт философской автобиографии)": "Я называю буржуа по духовному типу всякого, кто наслаждается и развлекается искусством как потребитель, не связывая с этим жажды преображения мира и преображения своей жизни". И чуть раньше: "Трагический и страдальческий Бетховен не творил для праздных часов наслаждений европейской буржуазии"... Поставьте здесь вместо Бетховена Блока, а вместо буржуазии европейской – российскую, и вам все станет ясно.

Однако ни революция, ни коммунисты, когда пришли к власти, обличительного пафоса Блока не оценили. Ибо общеизвестно, что всякая революция отбрасывает нацию в культурном отношении на десятки лет назад. Тот же Бердяев писал: "Русская революция была также концом русской интеллигенции.

Революции всегда бывают неблагодарны... Она низвергла в бездну всю старую русскую культуру, которая, в сущности, всегда была против русской исторической власти"...

В 1922 г. благодаря "стараниям Троцкого, Бердяев и большинство представителей русского культурного ренессанса начала XX века оказались на Западе. Не известно, что было бы с Блоком, если бы он был жив. Поэт мегаполиса был очень привязан к Северной Пальмире, где тон всегда задавала крупная, средняя и мелкая буржуазия. Восторженными почитателями ПОЭТА были студенты, гимназисты и гимназистки старших классов, курсистки – все те же дети петербургской аристократии, интеллигенции, буржуа. Все те, кого пришедшие к власти большевики, окрестили БЫВШИМИ и ЛИШЕНЦАМИ... И вдруг наш ПОЭТ начинает подпиливать сук, на котором сидел и пел свои урбанистические, куртуазные, рыцарские песни с налетом евразийства и славянофильства: "О, Русь моя! Жена моя!"... етс. И что в итоге?!

В голодном, холодном, распятом большевиками на кресте Петрограде тяжелобольной А. Блок оказался в положении того самого "безродного, голодного, паршивого" метафорического ПСА, с которым он в своем неизбывном поэтическом самомнении сравнивал буржуа. Ох уж эти мне околореволюционные эмоции – они подводят всех: от красных до оранжевых, от поэтов до министров культуры. Вспомним хотя бы еще и такое:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй...

Прошло меньше десяти лет – и Маяковский стал обличать совбуров...

Александр Александрович умирал в своем любимом Петрограде от безвнимания и невостребованности, от БЕЗДОМНОСТИ. Не помог и А.М. Горький:

"28 июля 1921, Петроград.

Срочно, Москва, Кремль, Луначарскому.

У Александра Блока острый эндокардит. Положение крайне опасно. Необходим спешный выезд Финляндию. Решительно необходим провожатый. Прошу Вас хлопотать о разрешении выезда жене Блока. Анкеты посылаю. Спешите, иначе погибнет".

На горьковской телеграмме резолюция одного из секретарей ЦК РКП(б): "Возражений не встречается"... Мол: пусть катится колбаской по Малой Спасской...

7 августа 1921 г. А.А. Блок скончался в Петрограде... Поэты, энергично отпевавшие буржуа, – Блок (1880-1921), Маяковский (1893-1930) – ушли из жизни раньше срока; приказала долго жить МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, а БУРЖУЙ – ВЫЖИЛ! В России и в Украине он ВОССТАЛ как птица феникс из пепла; по-прежнему процветает в Европе и, всенепременно, в США. И ПЁС выжил – безродный, голодный и паршивый. Видно, и без того и без другого никак нельзя обойтись в "человечьем общежитьи". Сколько бы поэты не витийствовали.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.