Номер 23 (666), 20.06.2003

И МАСТЕРСТВО, И ПРИЗВАНИЕ

Всего сорок... Именно столько лет прошло с того дня, когда молодой и буквально "вулканизирующий" в проявлениях своего темперамента, актер Эмиль Силин впервые появился на подмостках Одесского театра музыкальной комедии.

Начать же рассказ о лицедее с каламбура, заимствованного из текста одной из самых любимых его ролей – князя Франческу в оперетте "Граф Люксембург" Ф. Легара (мне "всего", а ей "уже"...) захотелось потому, что и сегодня – по прошествии стольких десятилетий (!) – облик артиста и его повадки так и не оказались подвластны времени.

Галерея персонажей, созданных творческой фантазией Силина и сыгранных им, воистину необозрима. Люди различных кровей и возрастов, сана и рода занятий – их образы рельефно очерчены и проработаны до мелочей.

Вспомним хотя бы респектабельного, но несколько чванливого венского богача и мецената графа Эстрагона в оперетте И. Кальмана "Король скрипачей" ("Цыган-премьер") или чересчур уж "галантно" угодничающего, но на самом деле удивительно душевного метрдотеля "Золотого попугая" Пеликана также из кальмановской "Принцессы цирка", прямо-таки экзальтированного графа Бони Каушано фон Марово из его же "Королевы чардаша" ("Сильвы"), с роли которого и началась артистическая карьера Силина в Одессе...

Три ярко-контрастные роли в опереттах одного (неовенского) направления и различные амплуа в них: комика, простака... Каждая из этих ролей за длительную сценическую историю успела обрасти игровыми штампами, пренебрегать которыми вроде бы уже и не имеет смысла. Но и Бони, и Пеликан у Э. Силина настолько непосредственны и самобытны, что о каких бы то ни было штампах в "общении" с ними просто забываешь...

Однако, это классика.

Что же касается современного репертуара (хотя и он теперь – уже минувший век...), то и в нем Эмиль Силин, что называется, под парусами самых драгоценных своих индивидуальных качеств, слагающихся из "пронизывающей" наблюдательности, острого аналитического ума и четкого видения менталитета той или иной социальной личности.

К такой группе ролей принадлежат, к примеру, парикмахер Стасик с Привоза из музыкальной комедии О. Сандлера "Четверо с улицы Жанны", Ставриди из "Золотой паутины" В. Баренкова – произведений сугубо и тематически одесских...

Кому же еще более точно и достоверно вникнуть в специфические нюансы характеров и манеры поведения обитателей Южной Пальмиры, к тому же всячески возвеличенных и украшенных местной песенной и литературной традицией, как не горожанину с Малой Арнаутской (вспоминается тут и В. Высоцкий с его московской Большой Мещанской...)?!

Одессита трудно – или просто невозможно – "изобразить" стороннему наблюдателю. Тайны его души и помыслов подвластны лишь коренным городским жителям. Именно таким, как Эмиль Силин...

Актерами, как известно, не рождаются, а становятся. Однако поначалу из героя нашего повествования получился после окончания им строительного института обыкновенный рядовой инженер-строитель, работавший в различных артелях и управлениях. Но юношеская тяга к лицедейству с годами лишь окрепла, переборола обретенную профессию.

"Перековка" протекала параллельно с основной работой – в театральной студии Дворца культуры имени Л. Украинки, затем – в музыкальном училище и окончательно завершилась на профессиональных комедийных сценах в российских городах Кемерово (Театр оперетты Кузбасса) и Хабаровска.

Уже сорок лет заслуженный артист Украины Эмиль Силин выступает на сцене Одесского театра музыкальной комедии имени М. Водяного... За эти годы накоплен огромнейший опыт, а сценическое мастерство отшлифовано до феерического блеска.

Выхода актера на подмостки всегда ожидаешь с радостным волнением, ибо знаешь, что появится на них не только исполнитель избранного им действующего лица, но также товарищ и друг, который обратит внимание на ранее неприметное, посоветует, заставит задуматься...

Реплики Э. Силина, его мимика и жесты, всякого рода актерские так называемые штучки надолго запоминаются, с восторгом воспроизводятся в разговорах в обыденной жизни.

И не одно лишь броское профессиональное мастерство отличает Силина-актера...

Силин-человек принадлежит к той категории людей, которые не складывают свое духовное богатствоа в торбы и не бредут с ними по жизни в одиночку. Он любит делиться этим богатством с другими. Дабы остался от этого не только след в памяти человеческой, но и какая-то польза для всего мира искусств.

А посему театральный деятель Силин занят сегодня еще и режиссерской работой. Помимо ряда уже осуществленных им постановок-восстановлений ("Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!" О Фельцмана, "Сильва" Кальмана), он готовит сегодня к возобновлению в новой литературной редакции "Принцессу цирка", ведет студийную работу с молодыми актерами, вводит их в спектакли.

Эмиль Силин непременный участник и режиссер элитных представлений, проводимых в Доме актера. Его – заинтересованного и энергичного – всегда можно видеть на всех событийных мероприятиях одесского театрального мира.

Неведомы этому человеку покой и безразличие. До предела насыщает он полезными делами каждый прожитый им день.

Виктор БИРЗИН.

На снимках:

Э. Силин в роли Бони (60-е годы);
Э. Силин в роли князя Франческу.