Номер 11 (654), 21.03.2003

К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.М. СТАНЮКОВИЧА

ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ ГЛАЗАМИ МАТРОСА

Определял главное идейное существо морских рассказов, повестей и романов Константина Михайловича Станюковича, необходимо вспомнить благородные слова П.С. Нахимова, адресованные морским офицерам: "Матрос есть главный двигатель на военном корабле... Матрос управляет парусами; он же наводит орудия на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобится... Вот кого нам надо возвышать, учить, возбуждать в них смелость и геройство...".

Можно сказать, что матрос был "главным двигателем" в творчестве Станюковича. Русский матрос у него – человек, преданный Родине и народу, труженик, привыкший к труду и любящий труд, умелец в работе, в морском деле, требующем силы, знаний, сноровки, энергии, человек долга и чести, храбрости и героизма. Вот он самозабвенно воюет в Севастополе на прославленном 4-м бастионе, вот он вскакивает в окоп неприятеля, бросаясь в рукопашную схватку с ним, вот он с великой болью и обидой рассуждает о неустройстве (по вине верхов) и о беспорядках в жизни, вот жертвует собой ради спасения людей и корабля, вот русские матросы спасают негритенка – мальчика с американского корабля, заботливо выхаживают его и усыновляют...

Константин Михайлович Станюкович родился 18(30) марта 1843 года. Отец его, М.Н. Станюкович, был тогда хорошо известен на флоте как участник кругосветного плавания под командованием Ф.П. Литке, как участник операций Черноморского флота в 40-х годах под командованием М.П. Лазарева. В 1852-1855 годах он был командиром Севастопольского порта и военным губернатором Севастополя и... прототипом героя повести К.М. Станюковича "Грозный адмирал".

В 1856 году Константин Станюкович был определен отцом в Пажеский корпус, а в конце 1857 года переведен в Морской кадетский корпус, воспитывающий будущих офицеров флота. Во время летнего учебного плавания на корабле "Орел" кадет Станюкович особенно ясно увидел жестокие крепостнические нравы и порядки на флоте. Решив перейти в универститет, он надеялся сблизиться здесь с участниками передового общественного движения, с демократически настроенной молодежью. Надеясь сломить эти стремления сына и отвлечь его от них, отец – "грозный адмирал" – устроил через морского министра назначение Константина Станюковича (не дожидаясь всего нескольких месяцев до окончания им корпуса) в кругосветное плавание. Но вышло иначе. Близкое постоянное общение молодого Станюковича с матросами и передовыми офицерами на кораблях во время трехлетнего плавания, жизненный опыт, приобретенный им за это время, пристальное изучение русской литературы и русской истории лишь укрепили в нем прогрессивные стремления.

Здесь, в плавании, Станюкович пишет свои первые очерки на морские темы и посылает их в Петербург, в "Морской сборник". Пройдут многие годы и даже десятилетия, и Станюкович-писатель вернется к своим впечатлениям этого времени и снова воплотит их во множестве художественных произведений, которые завоюют среди читателей широкую известность и популярность.

Вернувшись в Россию из заграничного плавания, Константин Станюкович решил целиком посвятить себя литературной деятельности. Отставной лейтенант флота стал журналистом. Адмиральский сын, только что оставивший морскую службу, сулившую ему блестящую карьеру, хлопочет... о назначении его сельским учителем, чтобы стать ближе к народу, приносить ему пользу, изучить народный быт. Он занят повседневной литературной работой в газетах и журналах. Мечтая о творчестве беллетриста, он в поисках заработка для семьи вынужден поступить на частную мучительную службу в акционерных компаниях. В начале семидесятых годов Станюкович начал сотрудничать с журналом "Дело", выступив на его страницах со своей первой пьесой ("На то и щука в море, чтобы карась не дремал") и со своим первым романом ("Без исхода")... Многообразная литературная деятельность принесла ему популярность писателя-демократа, о котором с уважением отзывались А.П. Чехов, Глеб Успенский, В.Г. Короленко, И.Е. Репин и другие выдающиеся представители русской литературы и искусства.

То, чего не удалось достигнуть Станюковичу – бытописателю 70-80-х годов в изображении русского общества в целом – воплощения и реалистические художественные образы своей мечты о герое из народных глубин – в значительной мере удалось ему в его "морской" беллетристике.

Как же сильны были впечатления молодых лет Станюковича, времени его учения и службы на флоте, если и спустя десятилетия они смогли лечь в основу множества его морских произведений и воплотиться в них с такой живостью!

Говоря об изображении морского пейзажа средствами литературного языка в творчестве Станюковича, писателя называли "Айвазовским литературы". Море в его произведениях действительно живое. То оно спокойно, словно лениво катит свои могучие волны, то грозное, оно яростно бросается на корабль, угрожая ему. Писатель рисовал и дремлющий океан, и утро на море – медленно выплывающее из-за горизонта солнце, радостно осветившее необозримые морские просторы, – и бешенно нагонявшие друг друга волны, и страшный ветер на море, проносящийся с ревом в мачтах корабля и в дулах орудий...

Когда в девяностых годах отмечали литературный юбилей Станюковича, писателя почтили делегации моряков, студенчества, редакций многих газет и журналов, видные представители ученого и литературного мира. Вольно-экономическим обществом Станюкович был награжден тогда золотой медалью за его морские рассказы, а Комитетом грамотности – премией.

Сто лет, протекшие со дня его смерти (умер К.М. Станюкович 7(20) мая 1903 года), показали, что его произведения живы и продолжают пользоваться успехом у читателей. Флагман русской морской литературы – так с уважением называют Станюковича в Военно-Морском Флоте.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.