Номер 50 (1046), 24.12.2010
Не так давно на месте старого мрачного дома на Нежинской, 77/79 выросло светлое нарядное здание Еврейского культурного центра "Бейт Гранд". А в нем вместительный удобный театральный зал. Какие только спектакли и встречи ни проходили в этом зале! На его сцене с успехом выступали "и отдельные личности, и целые коллективы", как выражались, правда, по другому поводу, бессмертные Ильф и Петров.
Из числа показанных на сцене "Бейт Гранда" спектаклей следует выделить спектакль-дежавю режиссера Игоря Лучинкина "Бычки в томате". Выделить не только потому, что он пользуется огромным успехом у одесситов, а, главным образом, потому, что этот спектакль положил начало созданию "Театра на Нежинской".
От первой премьеры в "Театре на Нежинской" (уже названного спектакля "Бычки в томате") до следующей - прошло практически два года. И вот наконец снова премьера. Спектакль по пьесе Александра Марданя "Кошки-мышки".
Поставил спектакль израильский режиссер Михаил Народецкий. В спектакле участвуют актрисы Карина Шрагина и Татьяна Маркова (Татьяна), Нинель Наточая и Ирина Бесараб (Тамара) и Анна Дьяченко (молодая журналистка).
Я думаю, большинство одесситов знакомо с этой пьесой А. Марданя. Она публиковалась в альманахе "Дерибасовская/Ришельевская", ее ставил в Русском театре А. Литвин, привозил в прошлом году на театральный фестиваль "Встречи в Одессе" Вологодский театр драмы... (Эту пьесу ставят многие театры на всем пространстве СНГ.)
Но все же напоминаю. Есть две сестры - Татьяна и Тамара. "Таня любит Тому, Тома любит Таню" время от времени изрекает их говорящий попугай. И вдруг Татьяна узнает, что ее любимая сестра Тамара когда-то ее предала. Перед ней - выбор: простить, отомстить или покончить с собой. Главная ценность пьесы в том, что она никого не оставит равнодушным, потому что в финале каждый задаст себе вопрос: "А как поступила (поступил) бы я на месте Татьяны?"
Эта пьеса - психологический тест для зрителей. И, как сказал Александр Мардань, эта пьеса для умных людей. В диалогах героинь то и дело встречаются многозначительные фразы.
Например: "Если Каин предательски убил своего младшего брата, неженатого Авеля, то значит, человечество пошло от братоубийцы Каина..."
Я привожу лишь одну заставляющую зрителей задуматься цитату, потому что цель этой статьи - отнюдь не рецензия на пьесу, а тем более на спектакль, потому что я была только на прогоне.
Я хочу поговорить о создании в Одессе еще одного театра - "Театра на Нежинской".
В этом театре сегодня нет своей труппы, нет своего режиссера. Играют актеры, приглашенные из других театров Одессы. Но есть концепция, которой придерживаются и директор Еврейского культурного центра (она же продюсер спектакля) Татьяна Сергеева, и поклонник идеи создания в Одессе еще одного театра Александр Мардань.
Концепция эта заключается в том, что "Театр на Нежинской" должен стать не просто драматическим театром, а театром, если так можно выразиться, "драматургическим". Этим он будет отличаться от нашего Одесского русского драматического театра, который все больше и больше становится театром "литературным".
Для театралов не секрет, что чуть ли не 90 процентов спектаклей, поставленных в нашем Русском драматическом театре, - это адаптированные для сцены литературные произведения. Чаще всего адаптированные самими режиссерами-постановщиками. Эта адаптация бывает более или менее удачной, по ней получаются более или менее удачные спектакли (от очень хороших до откровенно слабых). Но литература и драматургия - это два разных искусства. Роман и пьеса создаются по абсолютно разным законам. В первую очередь разная динамика, разная наполняемость эпизодов, разная емкость характеристик персонажей. Более того, режиссер и драматург - это тоже две разные профессии. Мне уже приходилось цитировать знаменитого кинорежиссера Романа Балаяна, который как-то сказал, что режиссер - это состояние души, а сценарист - это профессия. Он говорил о кино, но в той же мере это высказывание справедливо и в отношении театра.
А ведь есть огромный драматургический багаж. Кладезь. Однако он в нашем Русском театре не используется. Я уже не говорю о недевальвирующем Островском, но есть замечательные пьесы современных драматургов. Не помню, чтобы в последние десятилетия на сцене Одесского русского театра ставили пьесы таких выдающихся драматургов, как Алексей Арбузов, Александр Володин, Михаил Рощин, Вячеслав Кондратьев, Эдвард Радзинский... А ведь есть еще поколение более молодых: Михаил Угаров, Николай Коляда, Ольга Мухина, Олег Багоев, Семен Злотников, Василий Сигарев...
К сожалению, по разным причинам ушли со сцены Одесского русского театра два спектакля Александра Галина, пользовавшиеся большим успехом у публики ("Конкурс" и "Аккомпаниатор").
Но каждый театр выбирает свою дорогу и свою концепцию. И если концепция "Театра на Нежинской" станет альтернативой концепции Одесского русского театра, то его рождение можно только приветствовать.
Тем более, что, как сказал Александр Евгеньевич Мардань: "Для такого города, как Одесса, с миллионным населением, еще один театр не будет лишним". При этом А. Мардань пошутил, что, хотя спектакль по его пьесе подтверждает, что "Театр на Нежинской" не миф и не театр одной постановки ("Бычков в томате"), но он не станет театром пьес Марданя, а театром, в котором будут ставиться пьесы, созданные разными профессиональными драматургами.
Конечно, два спектакля, поставленные с интервалом в два или более года, отсутствие не только постоянной труппы и режиссера, но и отсутствие вспомогательного персонала, необходимых театру цехов и мастерских, делают разговор о рождении нового театра преждевременным и даже несерьезным.
Но не забывайте... Вначале было СЛОВО.
Елена КОЛТУНОВА.