Номер 47 (792), 02.12.2005
(Продолжение. Начало в №№ 43, 45-46.)
2. ОЛЕНИ ИЗ КИЕВСКОЙ УПРЯЖКИ
В свой юбилейный год "Молодость" особо щедро раздавала фигурки "Скифского оленя". Если в 2003 году за вклад в мировое кино "Скифского оленя" получила Софи Лорен, а в 2004 г. Отар Иоселиани (список поистине великих имен можно было бы продолжить, заглянув в предыдущие годы), то в 2005 году этим наивысшим призом Киевского кинофестиваля за заслуги перед мировым кинематографом награждены были сразу трое: Роман ПОЛАНСКИ (Франция), Джон ИРВИН (Великобритания) и Жерар ЖУНЬО (Франция). Фестивальная публика отнеслась к такой щедрости достаточно благодушно. Фигура Полански не вызывала сомнения, несмотря даже на то, что "Оливер Твист" его последнюю работу рассматривать как вклад в мировой кинематограф можно с огромной натяжкой и оглядкой на предыдущие шедевры. Джон Ирвин, хотя наши зрители практически не знакомы с его фильмами, но теоретически знают этого английского кинорежиссера, тоже не вызывал сомнений. Это же можно сказать о Жераре Жуньо. Еще до того, как он был представлен, народ узнал этого французского актера, снявшегося в десятках фильмов.
Но вот четвертый олень, умчавший "Гран-при" в "оленью" страну Данию, привел большинство в недоумение.
Явно "сложилось что-то в Датском королевстве", потому что второй год подряд датчане увозят "Гран-при", притом за фильмы, не ставшие фаворитами фестиваля. Как и прошлогодний фильм Марты Стеен "После мессы", нынешний призер МКФ "Молодость", признанный "лучшим фильмом всей конкурсной программы", "Обвиненный" Якоба ТЮЗЕНА это отлично срежессированная, снятая и сыгранная картина. Это отметили все, посмотревшие ленту и практически тут же... забывшие ее до конца фестиваля, пока Международное жюри (главное жюри МКФ) не напомнило о ней своим вердиктом, присуждавшим "Обвиненному" "Гран-при".
Как и в прошлом году, на заключительной пресс-конференции, жюри пришлось отбиваться от вопросов "ЗА ЧТО?". И хотя в этом году вопросы ставились более придирчиво, но и глава жюри оказался более крепким орешком, чем Вадим Перельман, возглавлявший прошлогоднее МЖ (возможно, на Перельмана расслабляюще повлиял приезд на родину, в Киев, который он покинул в 14-летнем возрасте). Нынешний председатель жюри 86-летний американский режиссер и актер Ирвин Кершнер в своем ответе был категоричен: "Решение было принято жюри единодушно. Фильм злободневный".
Словом "приговор обжалованию не подлежит" и обсуждению тоже. В чем же злободневность фильма? О чем он?
Некто Генрик, любящий отец 12-летней Стин, в какой-то момент теряет голову от нимфетских ласк девочки и преступает черту. За отсутствием доказательств показания Стин принимают за ложь, так как девочка, не без основания слывет лгуньей, Генрика оправдывают. Однако окружающие подозрений с него не снимают, а он сам казнится своей виной. Что ж, гендерное насилие в семьях, включающее и подобные случаи (правда, насилия, как такового, здесь не было), вопрос действительно злободневный. Но не более, чем другие проблемы, поднятые в конкурсных Фильмах, а, главное Генрик не Гумберт Гумберт, Стин не Лолита, а автор сценария "Обвиненный" Ким Ф. Аакесон вкупе с Якобом Тюзеном не Набоковы.
Гораздо большее впечатление на всех произвел другой фильм "Когда море приближается?" ("Когда море приходит?" имеется в виду морской, прилив). Эта лента о романтической любви немолодой актрисы, гастролирующей со своим моноспектаклем по стране, и молодого парня, влюбившегося в героиню и ее искусство. В главной роли 52-летняя Иоланда Моро (режиссеры: Иоланда Моро, она же один из авторов музыки, и Жиль Порт). Моро в действительности автор и исполнитель ряда моноспектаклей. Эта ее первая работа в кино (напоминаю, возраст режиссера не имеет значения, если фильм дебютный). Эта франко-бельгийская лента во многом созвучна с некоторыми фильмами Феллини (хотя бы возвышенностью чувств и отношений героев, развивающихся в антураже из чудовищных кукол-великанов). Однако ни одним из четырех жюри, оценивающих конкурсную программу, фильм отмечен не был. Впрочем, все остальные награды, щедро розданные жюри, были встречены аплодисментами. Но об этом в следующем номере "П.Ф.", а сейчас я передаю слово киноведу, одному из редакторов журнала "Киноколо" А. ШПИЛЮКУ, к которому я подошла с вопросом о "Молодости-2005" и о награждениях.
В этом году очень хорошая программа, очень хорошие фильмы.
Призы, получают хорошие фильмы, хотя можно спорить о том, как их следовало бы поменять местами. Я бы отдал предпочтение фильму "Айсберг", но это мое мнение (кстати, совпадающее с мнением большинства фестивальной публики Е.К.). Возглавляет жюри мною очень уважаемый Ирвин Кершнер, но он не может адекватно мне воспринимать в свои 86 лет плюсы и минусы программы.
Вот вы сказали, что в кулуарах говорят о том, что работа Иоланды Моро ("Море приближается") не получила награды потому, что немолодое жюри не смотрит на 52-летних актрис, а смотрит на молодых. Я думаю, что одна из проблем "Молодости" в том, что в жюри не входят совсем молодые люди. Я давно высказывал мнение, что в жюри надо включать победителей предыдущих студенческих конкурсов, или других конкурсов, но, главное, молодых, с их взглядами.
При всем уважении к классикам с их мировоззрением и восприятием кино, я уверен, что на фестивале нужна более молодая кровь. А вообще я думаю, что, не хватает сегодня молодых звезд... Нет радикальных режиссеров.
Я ввел бы еще одну номинацию на "Молодости", отвечающую ее смыслу фестиваля, это категория за творческий поиск новых путей. Победителю в этой категории я бы давал "Скифского оленя". Потому что МОЛОДОСТЬ это не только вклад в мировое искусство, это ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ. "МОЛОДОСТЬ" и МОЛОДОСТЬ должны смотреть в завтра. А многие мэтры, которые вроде бы знают все, знают все лишь о вчерашнем дне.
Но еще раз повторяю, программа этого года была очень высокого уровня, в том же числе и внеконкурсная программа.
(Продолжение следует.)
Елена Колтунова.
На фото Иоланда Моро в фильме "Когда море приближается".