Номер 46 (791), 25.11.2005
Зарисовки одесского быта
Все меньше и меньше становится истинных одесситов в Южной Пальмире. Многие из них в годы застоя, а затем во времена перестройки выехали из Одессы в поисках лучшей доли. В Германии, США, Канаде, Австралии и Израиля слышится русская речь и особенно певучий и самобытный одесский язык. Одесситы узнают друг друга сразу же, где бы они не были. У них не только особый одесский жаргон, отличающийся от всех наречий бескрайнего бывшего СССР, но и особый склад характера добродушие, подельчивость, умение поговорить и выслушать собеседника, стремление помочь ему, а также радушие и гостеприимство. Одесса имеет свой язык, свои анекдоты и шутки, свой характер. Следует сказать, что этот одесский характер сохранился издавна у людей первой волны эмиграции, начавшейся в 70-е годы XIX века, а также второй времен гражданской войны и революции и третьей в 70-е годы XX века. Почему-то считают, что эмигрировали из страны только евреи, спасающиеся от погромов в конце XIX и начале XX века, а также от преследований коммунистического режима. Однако это не так. За границей оказалось очень много славян. Они находили любые лазейки, чтобы вырваться из советского рая. Это и фиктивные браки, и подделки паспортов со сменой национальности, это и розыск отдаленных предков с еврейскими корнями, от которых они категорически открещивались.
Истинные жители Одессы самоотверженно при любом режиме трудились на благо Южной Пальмиры. Они поддерживали самобытность нравов, язык и образ жизни старой Одессы. Ведь одесская нация сложилась во времена дюка де Ришелье, когда жители города и окрестностей свободно разговаривали по-русски, по-украински, по-французски и по-итальянски, по-гречески и идиш, по-албански и по-молдавски. Смесь этих языков с учетом греческого, гагаузского и болгарского составил основу так называемого одесского языка. Когда я был школьником 9-10 классов мой ныне покойной отец говорил: "Запиши их язык на магнитофон, вот-вот этот язык отойдет в вечность, как хазарский, булгарский, ногайский и др.". Я этого не сделал, о чем до сих пор сожалею. Я помню своеобразный и колоритный язык нашей прачки, которая часто говорила: "Я видела вас стоять на Дерибасовской", или "Слушай сюда и стой здесь".
И все это отразилось в произведениях Полонского, Бабеля, Паустовского, Катаева, в стихах Пушкина, Скальковского, Вигеля и других.
В течение последних лет я с интересом наблюдаю за своим соседом по рыбацкому причалу Жорой, как все его называют, а полнее Георгием Ивановичем Каплуном. Он одессит в третьем поколении. Его дед и отец уроженцы Одессы, долгожители. Живя на окраине города, они с детства занимались хлебопашеством и огородничеством, а в свободное время встречались за круглым столом, пропуская чарку. Жора 25 лет тому построил себе причал и обзавелся лодкой с прекрасным мотором, предметом его особой гордости. На причале, как и он, живут одесситы любители рыбалки. Это по преимуществу люди трудовой Одессы с небольшим материальным достатком, и рыбная ловля для них не только удовольствие, но и большое подспорье. Большинство обитателей причала, такие же, как и Жора, одесситы веселые и доброжелательные, дружащие друг с другом. По старым традициям они все вместе отмечали праздники, например, День рыбака, День освобождения Одессы, соревновались, кто больше поймает рыбы, кто раньше уйдет в море. Жора был ярким представителем причала, он активно участвовал во всех массовых мероприятиях.
После окончания ПТУ Жора служил в армии, попал в пограничную часть. Затем он становится сварщиком и возвращается в Одессу. В Дни пограничников, рыбака, во время других праздников Жорж незаменим. Он в центре внимания. Его натура жаждет общения. Как истинный одессит, он знает, где найти вполне доброкачественную, но дешевую водку и коньяк. Он разводит большой костер и делает в огромном чане уху из пяти видов рыбы, а также шашлыки и угощает всех обитателей причала. Когда к часу ночи причал пустеет, Жора остается с полуночниками, такими же, как и он коренными одесситами, и речь всю ночь льется за Одессу-маму. Рыбаки и рыбачки вспоминают свою молодость, яркие детали из своей жизни. Жора любимец причала, правда, часто во время его застольев по причалу раздается громкая музыка, преимущественно одесские народные песни, мешающая другим спокойно спать. Но на Жору нельзя обижаться. У него прекрасные руки. К нему можно всегда обратиться за помощью.
Однажды Жора показал, на что он способен. Он попросил меня рассыпать спички по полу и затем, сгибаясь, собирал их губами. Я думаю, что такое не смог бы выполнить даже молодой человек, занимающийся физкультурой. Жорж в постоянном движении, поэтому он подтянут и не по годам молод.
Жора с гордостью говорит, что его отец прожил до 92, а мать до 89, значит он проживет до 95. И ему все верят, видя его веселый вид и добрый нрав. Рыбалка для Жоры всё. Постоянно с пяти утра он уходит в море, а вечером возвращается с большим уловом. Благодаря ему я научился варить на разожженном возле моря костре уху из 3-5 видов рыб, благодаря ему я впервые попробовал глоссу и камбалу. Иногда Жора с товарищами по причалу на 3-4-х рыбацких лодках уходят на косу, в Санжейку и на Фонтанку, где ловится хорошо бычок. Я впервые в прошлом году благодаря Жоре вспомнил свое детство, когда в Одессе было огромное количество маленьких бухточек, окруженных скалами с заводью чистейшей морской воды и с песчаными пляжами, недоступными для многих отдыхающих. Ими пестрит берегов отмель от Фонтанки до Лузановки. Взяв моего внука, 12-летнего Димочку, мы на веслах прошли расстояние от Фонтанки до монастыря на 16-й станции Большого Фонтана, периодически отдыхая в этих укромных безлюдных бухточках. Солнце жгло наши тела, и мы изрядно загорели и привезли богатый улов рыбы. Возле своего кубрика прямо на песке, удобренным одесским черноземом, Жора посадил виноград. Это большая гордость Жоры, так как ни один из хозяев рыбацких кубриков, которые в последнее время благоустроились и приобрели вполне респектабельный вид, не смог посадить таких растений, как Жора. "Мне это удается, так как я по наследству садовод", объяснял он мне. В последнее время хозяйственному Жоржу стало хуже материально. Стоянка, которую он с любовью выпестовал, перестала приносить доход, хотя это никак не сказалось на гостеприимстве и хлебосольстве Каплуна. Буквально на днях, Жорж поведал мне, что он начал подрабатывать садоводом.
Жора сообщил мне, что кроме сада, он развел и огородничество и угощал меня свежими огурцами и помидорами со своего огорода. Я посоветовал Жоржу посадить и лук, понимая, что его лук будет выгодно отличаться от покупного на Привозе. У Жоры особый метод выращивания, доставшийся ему по наследству от родителей. Иногда к Каплуну приходят друзья-пограничники и тогда на причале начинается всеобщий праздник. К ним подключаются и друзья Жоры отставники милиции и армии, а так как Жора приглашает на уху и шашлыки всех, то его называют "Демон причала". На эту кличку Каплун реагирует добродушно. Очень жалко, что истинных одесситов становится все меньше и меньше.
В.Р. Файтельберг-Бланк, академик.
Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.