Номер 44 (1437), 7.12.2018

И В ОПЕРЕ БЫВАЮТ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Не одну сотню спектаклей сыграла солистка Одесского Театра музкомедии Наталья Ткачук. Всякое бывало во время представлений, как и у любого артиста.

Но то, что произошло, когда она дебютировала в опере "Риголетто" на сцене Северо-Чешского театра оперы и балета, не назвать иначе как театральное приключение...


Мы уже рассказывали о том, что у Натальи Ткачук завязались творческие контакты с оперным театром, который находится в чешском городе Усти-над-Лабем (см. "Порто-франко" от 16 марта 2018 г.). Успешный дебют в постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", где Наталье была поручена сложная партия Царицы Ночи, побудил руководство театра предложить ей исполнить роль Джильды в опере Верди "Риголетто". При всей неожиданности это предложение попало на "заготовленную почву". Как это не покажется удивительным, но поводом стала игра Натальи в спектакле нашего Театра музкомедии "Фиалка Монмартра".

- Наташа будет прекрасной Джильдой! - поздравляя актрису с премьерой, уверенно заявила Галина Поливанова.

Легкомысленная "Фиалка" и трагическая роль, освященная именами многих выдающихся оперных певиц,- "дистанция огромного размера". Но как было не поверить словам народной артистки Украины, известнейшего педагога с огромным стажем и сотнями воспитанников?! Тем более, что Г. Поливанову поддержала и Валентина Олейникова, заслуженная артистка Украины, в классе которой Наталья постигала секреты вокального мастерства. А любимый концертмейстер актрисы Наталья Изуграфова пошла еще дальше: "Эта партия ложится на тебя, будем учить!"

- Зачем? - удивилась Наталья, которая тогда еще и предполагать не могла, что когда-либо выйдет на оперные подмостки. Тем более, что, играя в опереттах и мюзиклах, она чувствует себя в своей стихии.

Но концертмейстер настояла на своем, и партию Джильды они разучивали с прицелом на будущее, тогда еще совсем неопределенное.

Эта роль привлекла Наталью не в последнюю очередь тем, что абсолютно непохожа на те, которые она обычно играет в родном театре. Джильда - дочь шута Риголетто, обманутая жертва Герцога, трагически гибнет в финале оперы по вине собственного отца. Ни внешне, ни по характеру, ни по прежде исполненным ролям наша героиня никак не тянет на "жертву роковых страстей". Потому в роли Джильды следовало, что называется, развернуться на 180 градусов, найти в себе неизведанные творческие ресурсы. Да, это сложно, но зато какая привлекательная задача для настоящего артиста! Обрести уверенность в себе Наталье помогла упомянутое выше выступление в роли Царицы Ночи, после которого ее подруга, концертмейстер оперы Национального театра Праги Елена Носкова решительно заявила: "Надо готовить Джильду!" А после успешных гастролей чешского театра с "Волшебной флейтой" в Германии мерцающая идея обрела реальные черты.

Среди многих положительных черт актрисы Натальи Ткачук одна особо привлекательная для европейских продюсеров: она быстро учит партии. На Западе это принципиально важно: тут рискуют своими деньгами, а не государственными дотациями, на счету каждая репетиция, даже каждый репетиционный час. Не говоря уже о том, что оркестранты четко знают свои права и не станут пересиживать за пультом ни одной лишней минуты; какие бы творческие озарения не посещали дирижера или режиссера.

Об этом, кстати, рассказывал знаменитый дирижер Марк Горенштейн, который недавно выступал в родном городе с нашим филармоническим оркестром. По его словам, на Западе дирижер перед концертом редко когда имеет больше двух репетиций с оркестром. Но малое количество времени искупается абсолютной готовностью музыкантов, благодаря чему дирижеру остается "только трактовка". С оперными постановками - ситуация схожая, с той только разницей, что полностью готовыми должны быть и певцы. Поскольку Наталья вводилась в постановку "Риголетто", уже шедшую на сцене театра, то ей прислали видеозапись спектакля, чтобы она выучила и мизансцены. Тут стоит пояснить, что на Западе авторское право распространяется и на постановку спектакля, посему "новички" должны строго соблюдать рисунок роли своих предшественников. Между тем первая исполнительница роли Джильды старше и существенно крупнее нашей актрисы, соответственным образом строились мизансцены, шились костюмы, готовился парик. Наталье же, активной по натуре и по характеру тех ролей, которые она играет в родном театре, статика не подходит. Да и костюмы, как нетрудно было догадаться, оказались великоваты. О чем она и сказала во время первой, утренней, репетиции.

- Я решила, что буду играть Джильду не "тетей", а девочкой, что вполне соответствует драматургии, - рассказывает Наталья. - Попросила, чтобы мне сделали другую прическу и поменяли некоторые детали костюма. Не скандалила, объяснила свои желания логически.

Не факт, что костюмеры были очень довольны, но уже к вечерней репетиции мои пожелания были учтены. Ничего не скажешь: работа цехов в этом театре - на высоком уровне.

Также актриса предложила изменить несколько мизансцен - исходя из логики своего образа. Так, например, по замыслу постановщика, Джильда впервые появлялась, сидя на кровати, которую выкатывали из-за кулис. Но то, что может быть приемлемо для "тети", странновато для "девочки". Наталья же видела свое появление так: она выходит сама, идет через сцену к отцу - Риголетто, обнимает его и уже вместе они садятся на кровать, исполняя дуэтную сцену.

Сложность состояла в том, что все изменения, уточнения, корректировки пришлось "уложить" в две репетиции одного дня. Во время первой (началась ровно в 9 утра) уточнили мизансцены, главным образом с исполнителем роли Риголетто. Вечером же репетировали с оркестром. Естественное волнение дебютантки было сглажено идеальным знанием партии (спасибо концертмейстерам!) и отличным звучанием оркестра под руководством Милоша Формачека. Не возникло проблем в музыкальном плане и с исполнителями ролей Риголетто и Герцога; понимая волнение своей новой партнерши, они тактично поддерживали ее...

Обещанные в начале этой статьи приключения начались в день премьеры.

Придя в театр, Наталья была огорошена новостью: "её" Риголетто внезапно заболел, и спасать ситуацию призвали Ричарда Хана, артиста, очень известного и уважаемого в Чехии, которому уже 70 лет. Он, естественно, понятия не имел о вчерашних договоренностях. Я думаю, что не надо быть артистом, чтобы понять состояние нашей героини. Дебютировать в сложнейшей роли, в театре другой страны, да еще и с абсолютно незнакомым партнером - испытание "не для слабонервных".

- Сказать, что я растерялась, узнав о замене, значит никак не передать мое состояние, - признается наша героиня. - Я попросту испугалась, и в голове мелькнуло: "Зачем мне это надо?!"

Но страх длился недолго. Он прошел с первыми звуками музыки. Волнение, конечно, было, как же без этого, но помогла актерская выучка Театра музкомедии. Риголетто же оказался прекрасным партнером; Наталья признается, что во время спектакля она и в самом деле ощутила себя его дочкой.

- Я так вошла в роль, - рассказывает актриса, - что не играла, а была Джильдой, забыла, что у меня двое детей, а переживала трагедию первой, обманутой любви...

И лучшей оценкой ее исполнения было то, что партнер, многоопытный мастер, десятки раз выходивший на сцену в образе Риголетто, в сцене смерти Джильды зарыдал самым натуральным образом.

Для Натальи же эта сцена стала еще одним "приключением". С целью усилить впечатление, запустили сценический дым, и, чтобы не выпускать из вида дирижера, актрисе пришлось петь едва ли не лежа. Правда, нет худа без добра; с точки зрения состояния героини, такая мизансцена оказалась даже более оправданной.

В театре хорошо то, что кончается успехом. А успех был - и у зрителей, тепло принявших украинскую актрису, и у партнеров. Риголетто так вообще был поражен, узнав, что его "дочка" впервые спела эту партию, и вообще она играет в театре оперетты!

С успехом был сыгран и гастрольный спектакль в австрийском городе Villach. Правда, поначалу зрители вели себя так спокойно, что у Натальи закралось опасение: неужели провал? Но после последней ноты зал, что называется, взорвался овацией.

- Нет, не зря были все эти приключения! - улыбаясь, рассказывает Наталья Ткачук о своих выступлениях в качестве "приглашенной солистки". - Работа над этой ролью дала мне очень многое. Кроме чисто профессионального совершенствования, я поняла, что способна собраться и выложиться в самых стрессовых ситуациях.

Как результат - в феврале будущего года у Натальи Ткачук запланировано несколько спектаклей в Германии.

Александр ГАЛЯС.