Номер 44 (1190), 22.11.2013
Самое большое в Украине предприятие по перегрузке нефти и газа - нефтяной терминал Одесского морского порта - предоставило возможность увидеть, как идет перевалка с помощью высоких технологических процессов, благодаря которым одесситы не дышат парами органики и купаются в чистом море. Так оно или нет, выяснить нам помогли представители департамента экологии и развития рекреационных зон Одесского горсовета, которым была поставлена задача мониторинга производств с целью улучшения экологический ситуации.
На причале нефтяного терминала загружается танкер "Кендал". Казахский газ пойдет на Турцию. Туман обволакивает иностранное судно. Воздух тяжелый. Но никакого запаха органики. Перекачка нефти и сжиженного газа осуществляется по трубам, которыми, как паутиной, опутан нефтерайон, соединяя причалы с технологическими резервуарами, цистернами и насосными станциями.
- Несколько лет назад была установлена современная система, которая позволяет контролировать перевалку и проводить мониторинг содержания органических веществ в воздухе и в воде, - говорит начальник нефтерайона Денис Карпов, крепкий, уверенный в себе и предприятии человек.
На предприятии он начинал как инженер. Окончил институт инженеров морского флота. Пришел устраиваться на работу в порт и был направлен в нефтерайон, который теперь возглавляет. Для него предприятие стало родным. С гордостью показывает самоходные нефтесборщики и причалы, под которые ежедневно становятся танкеры. Для каждого судна предусмотрено боновое ограждение, препятствующее разливу нефти. В 2006 году при столкновении судов были пробиты танкерные баки. За два часа произошло разворачивание и устранение аварии. И уже семь лет ничего подобного не случалось.
Кстати, сотрудники НИИ морского флота, которые ведут мониторинг экологической ситуации в нефтерайоне, утверждают, что биологическое разнообразие здесь гораздо богаче, чем в заливе, что тоже говорит о чистоте воды у причалов, где загружаются танкеры.
- Предприятие работает уже более 100 лет, - отмечают специалисты НИИ морского флота. - И то, что сделано за последние годы, стало большим прорывом. Раньше здесь был "бермудский треугольник", куда сбрасывались нефтеотходы. Нефтеловушки источали запах органики, которая гнила и разлагалась. Сейчас все это убрано, болото осушили, положили асфальт. Нет ни одного источника загрязнения на территории станции. Здесь построили лучшую в Европе станцию очистки балластных вод. Мы наблюдаем предприятие уже 13 лет, ведем телевизионный контроль состояния акватории, причального фронта и технологического оборудования. И за это время не было превышения ПДК даже вполовину.
Впрочем, по информации администрации порта, объем перегруженной нефти по сравнению с прошлым годом снизился в три раза. Объемы перевалки падают. В этом году перегружены около четырех миллионов тонн нефти и газа. Хотя предприятие рассчитано на осуществление экспортно-импортных операций до 25 млн тонн нефти и газа. Причалы специально оборудованы под погрузку пропан-бутана, также имеется резервный парк, расположенный в трех километрах от предприятия.
- Мощностей у нас хватает, - утверждает заместитель начальника администрации Одесского порта по безопасности Игорь Кизлак. - Продумана система безопасности. Перекачка сжиженного газа идет по замкнутой схеме - все газы, которые выделяются, конденсируются и возвращаются туда, откуда они идут. Плюс у нас есть специальная свеча. В случае чего все собирается и направляется на нее. По такой технологии перегружают газ по всей Европе. В то же время любые отклонения от норм фиксируются в диспетчерском журнале. У нас самая современная система пожаротушения. Недавно к нам приезжали представители экономической комиссии ООН, которая проверила систему безопасности и поставила положительную оценку. Кроме того, мы постоянно обновляемся, модернизируемся, следим за соответствием всем экономическим стандартам. Время диктует свои правила - поэтому надо быть всегда современными и максимально безопасными.
Инна ИЩУК.