Номер 44 (1040), 12.11.2010
Участие Одесского ТЮЗа в фестивале в Рязани получило странный резонанс. Напомним, что в некоторых СМИ появилось сообщение о том, что спектакль Одесского ТЮЗа "И снова будет месяц май" на VI Всероссийском фестивале спектаклей для подростков "На пороге юности" получил награду в номинации "За сохранение традиций патриотического воспитания молодежи". Но затем последовало официальное опровержение, исходившее от руководства театра под выразительным заголовком "Не верить провокаторам!", в котором было сказано: "Любые заявления о "победе Одесского ТЮЗа" на фестивале в Рязани являются грубой фальсификацией и нацелены на дискредитацию Одесского ТЮЗа, с его 80-летней легендарной историей и объективными достижениями нынешнего времени". Публикуя эту информацию (см. "Порто-франко" от 29 октября), мы пообещали разобраться в данном инциденте и предложили заняться этим нашему постоянному автору Марии Гудыме. И вот что оказалось...
Этот скандал получил неожиданное продолжение: оргкомитет фестиваля поздравил наших земляков с победой в номинации "За сохранение традиции патриотического воспитания средствами театрального искусства". Вот что сказано в официальном документе - приказе № 17 от 4 октября сего года по Рязанскому государственному областному театру для детей и молодежи: "Признать победителем VI Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков "На пороге юности" в номинации "За сохранение традиции патриотического воспитания средствами театрального искусства" спектакль "И снова будет месяц май!"... Одесского театра юного зрителя им. Н. Островского и наградить дипломом фестиваля".
Режиссер-постановщик спектакля "И снова будет месяц май!" Юлия Пляшкова рассказывает:
- Соответствующий факс пришел из Рязани в областное управление культуры и туризма, в Театр юного зрителя и в администрацию Одесского морского торгового порта, который спонсировал постановку и поездку на фестиваль. Таким образом, выяснилось, что мы заслужили не просто диплом за участие, а являемся победителями, и называть провокаторами ни нас, ни продюсера Елену Гиряеву никто не имеет права. Рассчитываем на извинения со стороны авторов "официального заявления" руководства нашего ТЮЗа, в котором содержится призыв "не верить провокаторам" и написаны другие несправедливые вещи.
По всей видимости, причиной "опровержения" явился тот факт, что пресс-конференция, посвященная успеху нашего театра, состоялась в помещении Одесского порта. Но в том была известная логика, поскольку именно порт финансировал и создание спектакля, и фестивальную поездку. Возможно, действительно Елене следовало уважить чувства директора театра Евгения Бубера, все согласовать поаккуратнее, лишний раз обратиться лично к нему, но такого потока словоблудия, какой вылит на ее хрупкие плечи, она, конечно же, не заслужила. Получается, у некоторых нежная душа и обостренное самолюбие, а продюсера, который уже пять лет успешно сотрудничает с театром и, между прочим, приносит деньги на создание новых спектаклей, с грязью смешаем?
Не хочется верить, что "опровержение", под которым стоят подписи директора театра Е. Бубера и главного режиссера В. Наумцева, написано кем-то из них или ими обоими. Как-то не вяжется стиль сего послания с их предыдущей деятельностью. И тем более не хочется верить, что скромный спектакль Юлии Пляшковой, который создавался одновременно с масштабным полотном "Потап Урлов" в постановке Владимира Наумцева, воспринимается руководством как некое конкурирующее с ним произведение. Какая может быть конкуренция в своей театральной семье?..
Тем более, что, как утверждает Юлия Пляшкова, известный критик Олег Лаевский, член жюри фестиваля в Рязани и эксперт самой престижной в России театральной премии "Золотая маска", сказал авторам и участникам одесского спектакля, что никогда не видел столько рыдающих подростков, а ведь эту аудиторию сложнее всего тронуть...
- Значит, мы сделали что-то правильно, достучались до их сердец, - говорит Юлия. - Общаясь со школьными педагогами, мы знаем, что ребята нынче читают мало. А после нашего спектакля берут в руки книги Васильева, Ахматовой, Берггольц. Так что нам удалось главное - напомнить детям, какой ценой досталась Победа.
Мария ГУДЫМА.