Номер 43 (1532), 24.12.2020

Наследие майя

(Окончание. Начало в № 42.)

* * *

Мы вышли из машины и двинулись вслед за нашим проводником по лесной дороге. Весь заповедник (а это примерно 160 квадратных километров) закрыт для транспорта. К руинам поначалу ведет остаток асфальтированного шоссе, по сторонам которого встречаются удивительные знаки с нарисованными на них животными. Вас информируют, что возможны встречи с ними. Например, с обезьянами или игуанами. В заповеднике обижать их нельзя. Хотя в обычной жизни народ охотится на гигантских игуан и кайманов, употребляя их мясо. Нас предупредили, что теоретически возможны встречи не только с тапирами, муравьедами или броненосцами, но и с пумами и ягуарами, которые все еще водятся в тропических лесах. С шоссе очень скоро переходим на настоящие лесные тропы. Из земли змеями извиваются мощные корни вековых деревьев. Макушки гигантов так высоко, что их крона заслоняет небо. Алекс сообщает, что он имеет испанские и индейские корни, что по местным обыкновениям именуется термином "ладино". Напоминает, что почти половина населения Гватемалы — это потомки майя, многие из которых лучше владеют языком предков, чем испанским. По сути, Гватемала была центром цивилизации майя и сохранила самую большую популяцию потомков удивительного мира.


Тикаль

У города есть два названия. Древние называли его Йаш-Мутуль, то есть "зеленая связка". Нам больше привычен Тикаль, что с языка майя переводится, как "место, где слышны голоса духов". Это имя дали исследователи в позапрошлом веке по совету проводников-индейцев. Утверждают, будто современные майя и поныне слышат голоса. Рядом с древними алтарями установлены современные. На них разводят огонь и воспевают предков. Хотя подавляющее большинство гватемальцев — католики, потомки индейцев продолжают поклоняться Солнцу и Луне, верят, что каждому человеку соответствует какое-то животное и его исчезновение может привести к исчезновению человека. Из всего живого наибольшей любовью пользуется кетсаль. Его изображение есть на флаге и гербе страны, его именем названы местные деньги. Кетсаль — редкая и очень красивая птица размеров голубя. Кетсаль считался священной птицей у древних майя, ацтеков и тольтеков. Его перьями украшали одежду жрецы и правители. При колонизаторах модно стало украшать перьями дамские шляпки, что стало причиной массового истребления птиц. Поскольку в неволе кетсаль не живет, вид был на грани исчезновения. Сейчас охота на него запрещена, но встретить священную птицу можно крайне редко.

Когда пробираешься через заросли к самым высоким пирамидам региона, чувствуешь себя первопроходцем. Понятно, что до нас здесь побывали тысячи людей. Но с ощущениями ничего не поделаешь. Тем более, что раскопки тут специфические. Очень мало объектов, предстающих во всей красе. Ученые определили больше тысячи памятников на территории Тикаля, но лишь пять процентов из них можно увидеть. Большинство все еще скрыто тропическими лесами и слоями грунта, накопившегося за века. Выяснили, что жители окончательно покинули город в десятом веке, а первые жилища строили почти за восемь веков до нашей эры. Лучшим же считают период с первого по девятый века, когда активно застраивался город, камнем мостили дороги между районами, торговали и соперничали с другими городами майя. Есть, например, свидетельства договора о дипломатических отношениях между Тикалем и Теотиуаканом, огромным городом вблизи современного Мехико. Древние мегаполисы дружили и торговали примерно во II–VIII веках. Судя по всему, жизнь была бурная и нескучная.

Давайте попробуем пройтись по самым знаковым точкам Тикаля. Выходим на Большую площадь, где находится масса интереснейших объектов. Именно тут сосредоточено много хорошо сохранившихся и бережно освобожденных от грунта строений. Ученые дали им номера. Храм I (он же Храм Большого Ягуара) высотой в 47 метров построен в 732 году. Правитель хотел сделать для себя усыпальницу. Она вырублена в скале и стала основанием пирамиды. На верхнем ярусе — поминальный храм, к которому ведет лестница. Также от усыпальницы к храму проложен канал для общения души умершего с жрецами. Древние приравнивали умершего правителя к богу.

Сейчас на эту пирамиду туристов не пускают в целях их же безопасности. Дело в том, что угол подъема достигает 60 градусов и при спуске ступенек не видно. Когда доступ был открыт, несколько человек оступились, сорвались с большой высоты и разбились насмерть...

В Тикале есть достаточно других объектов, по которым ходить и лазить не запрещено. Прямо напротив Храма I через площадь возвышается Храм Маски (или Храм II), в котором предположительно похоронена жена правителя города. Считают, что обе пирамиды были изначально одинаковой высоты, но неумолимое время внесло коррективы, и теперь второй храм на несколько метров ниже. При этом на него можно подняться по специально пристроенной для туристов деревянной лестнице. Оттуда открывается прекрасный вид на всю центральную площадь и северный акрополь, лежащий между храмами-пирамидами.

Вот по этому акрополю мы полазили в свое удовольствие. Кстати, в огромном городе этих самых акрополей было три. Они представляют собой различные постройки на единой платформе. Точного назначения каждого помещения выяснить не удалось. Например, тот же северный акрополь — это больше сотни различных помещений, многие из которых строили одно на другом. Археологи предполагают, что самые старые каменные здания стоят аж с 400-х годов до нашей эры.

По другую сторону главной площади лежит центральный акрополь, где, скорее всего, находились дворцы местной знати. Дальше расположено поле для игры в мяч с массивными каменными кольцами по обеим сторонам. Эти игры не только развлекали публику, но и носили ритуальный характер. Зачастую после них совершались жертвоприношения. Выбирали жертву из числа игроков. Иногда это были лучшие из тикальцев. Иногда самые знатные юноши. Чаще — захваченные в плен воины соседних городов.

Так называемый Храм Жреца (он же Храм III) по строению напоминает два храма на главной площади. А вот расположенный несколько в стороне Храм IV остается самым высоким на континенте из тех, что были обнаружены до сих пор. Его изначальная высота превышала 70 метров. На это сооружение мы поднимались по пристроенной с тыльной стороны широкой деревянной лестнице, оборудованной площадками для отдыха. Ибо без передышки не всякий готов штурмовать эту пирамиду. Если вы поднимитесь на самый верх, то получите возможность обозреть огромную территорию, ибо видно с верхотуры далеко. Вид своеобразный. Под вами колышутся кроны огромных деревьев. Между ними кое-где проглядывают верхушки пирамид. И все. Остальное скрыто густой растительностью. На деревьях можно разглядеть туканов, выделяющихся ярким оперением.


Верхушки пирамид

Также скрыты пока от посетителей многие объекты Тикаля. Не исследованы Храм V и южный акрополь, находящаяся за ними площадь Семи Храмов и комплекс сооружений, который здесь принято именовать Мундо-Пердидо (то есть "затерянный мир"). Чего там только нет! Предварительно определены не только культовые сооружения, но и обсерватория, тюрьма, множество других общественных и жилых зданий.

Тикаль и во времена своего расцвета оставался труднодоступным. Его окружали болота и топи, а в других секторах он был защищен 8-километровым рвом. У тогдашних майя были развиты многие ремесла, они владели знаниями по астрономии и математике, создавали собственный эпос, который лишь фрагментами дошел до наших дней. Майя умели с толком использовать дары природы. Знали, как применить в строительстве легкое дерево бальса и тонущую в воде, но не поддающуюся гниению древесину бакаута. Жевали жвачку из смолы саподильи и добывали красители из индиго и кампешевого дерева. Они многое знали и умели, опережая своих современников с других материков. Вот только удержать свои города-государства от распада не смогли. Ученые давно изобретают версии исчезновения цивилизации майя. Никем не захваченной и не разрушенной, не вымершей от эпидемий и не вымерзшей из-за внезапного похолодания. Догадок множество. И мне было интересно узнать, что же думает по этому поводу один из потомков майя.


Алекс, не колеблясь, стал утверждать, что Тикаль опустел из-за... перенаселенности. Мол, такие же причины подтолкнули к уходу жителей из других городов по всему региону. Проводник продолжил свою мысль: население Тикаля достигало 200 тысяч человек, и окрестные поля уже не могли обеспечить людям пропитания. В городе стали вспыхивать восстания. Жрецы теряли власть и способность управлять. Народ стал расходиться и расселяться небольшими группами, чтобы обеспечить себя продуктами. Это, мол, основная причина. Таким образом, только в Гватемале сохранилось примерно 6–8 миллионов потомков древних племен майя, в число которых входят также киче и родственные им. До сих пор многие индейцы живут в традиционных хижинах без окон, с земляным полом и соломенными крышами. До сих пор индейские женщины ходят в длинных юбках из узорчатой ткани и кофтах с яркой вышивкой. Традиционными остаются красный, черный и белый цвета и неприхотливый быт.


Остатки экспедиции

Когда мы возвращались все теми же извилистыми тропами, неожиданно наткнулись на кладбище старых автомобилей. Небольшая поляна была сплошь заставлена открытыми джипами армейского образца. Оказалось, что еще в прошлом веке, когда иностранные специалисты начали активно изучать эти места, приехала большая американская экспедиция. Доехать по бездорожью удалось только на джипах. Но после долгих месяцев работ решили износившиеся машины домой не перегонять. Так и бросили их в джунглях. Возможно, ими успели воспользоваться партизаны. Впрочем, без запчастей и горючего далеко не уедешь...

* * *

Не скрою, Гватемала оставила неоднозначное впечатление. Сегодняшний день страны, где до 60 процентов людей живет ниже уровня бедности, где экспорт и импорт больше чем на треть зависят от Соединенных Штатов и где в любую минуту можно ожидать то ли очередного переворота, то ли стихийного бедствия, представляется безрадостным. Если бы в Гватемале не было ошеломляющих памятников эпохи майя, мне вряд ли пришло бы в голову туда ехать. Но одного Тикаля достаточно для визита в "место, где много деревьев". Примерно так переводится название страны с языка племени киче...

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)