Номер 43 (736), 29.10.2004
Игорь ПОТОЦКИЙ
Повесть
(Продолжение. Начало в №№ 29-34, 36-38, 40-42.)
13
Селин Маларже и виконтесса Клодин, зазвавшая первую в гости, ели гуся из Бретани и вели беседу исключительно о Путнике, к которому, как выяснилось, были неравнодушны. Он их интриговал, о чем они и говорили, но Селин изредка вставляла одну-две фразы, а виконтесса была увлечена своим монологом, где величала Путника кочующим героем Кнута Гамсуна, прочитанного ею в юности. Она цитировала из "Голода": "Но я боялся ей наскучить, вновь почувствовал, что я лишь жалкий нищий, и это чувство раздавило меня. Будь на мне приличное платье, я мог бы предложить ей приятную прогулку в Тиволи!" Потом она долго рассуждала о нервной прозе великого норвежского писателя, но основным был Путник, легко растворяющийся в этой прозе, как будто запросивший свое убежище именно среди валунов ее абзацев, подхваченных волной вдохновения. А Селин думала, плохо воспринимая странный монолог своей старшей подруги, что и в отрепанном костюме Путник выглядит величественно, но сразу видно, что его съедает лихорадка движения, а душа его заросла впечатлениями, как сад зеленью, а еще в ней есть прекрасный островок детской доверчивости, который не трогают обиды и волнения.
Виконтесса Клодин спрашивала: "Кем ты представляешь Путника?", а Селин говорила: "Каменщиком, плотником, фонарщиком, архитектором", но она не могла доходчиво объяснить, что человек, заинтриговавший их, таскает на себе декорации прошлых дней, а ведь никто, по крайней мере в Париже, давно этого не делает. Виконтесса не соглашалась только, что Пуьника можно назвать фонарщиком, потому что, по ее мнению, у него было лицо не похожее на газовый фонарь, но это она утверждала, уже изрядно охмелев от выпитой водки, кстати говоря, подаренной ей Путником. Она размышляла вслух: "Он не похож и на парижского клошара, ведь его влечет дорога, а Париж всего лишь временное пристанище". "Да-да, поддержала ее Селин, в этом я согласна".
Веселье было в разгаре, когда пришел к ним Путник с запавшим лицом, потому что он бродил по Парижу, а потом возле Центра Помпиду познакомился с клоуном Жаком Вентурой, поведавшем ему о своем несчастье. Представьте себе, торопливо говорил Путник своим собеседницам, что причиной отчаянья мсье Вентуры стала любовь к гитаре, да такая сильная, что он не может ее видеть, ведь при ней он дрожит, как при нагой, прекрасной женщине, готовой отдаться в его полное распоряжение. Женщины и отдаются, а гитара в его руках плачет навзрыд, желая быстрее вырваться, да и сам Жак плачет, а народ возле Центра Помпиду скалится, не ведая, что присутствует не просто на спектакле-импровизации, а на реальной казни его души. Но тут мне надоедает играть роль Путника, и я сажусь за стол в своем обличье. Селин первой замечает перемену и восклицает: "Неужели ты стал собою?", а я, втайне радуясь, защищаюсь, проговорив, что даю я себе быть вне моей основной роли всего лишь час.
Виконтесса молчит, словно ей до нас с Селин нет никакого дела, а Селин со мной перемигивается, озорно хлопает своими ресницами, боясь, что я внезапно назову имя Баськи, покинувшей меня ради приключения на Багамских островах со старым своим приятелем, имя которого никто из моих парижских друзей мне не называет. Надин Мирошникоф сказала, что он романтик, при этом дала мне понять, что на меня этот господин совсем не похож, но я должен сохранять спокойствие, ведь молоденькие девушки срочно выезжают из Парижа только затем, что хотят в него скорее вернуться.
"Она просто меня жалеет, подумал я тогда, пытаясь уверить, что я должен относиться к отъезду Баськи, как к шутке с ее стороны. Что ж, попытаюсь так и сделать".
Я не произношу имя Баськи, но говорю довольно зло, что мне хочется отдать Багамские острова ливням, а виконтесса Клодин начинает танцевать, изображая из себя этот самый ливень, нарастающий с каждой минутой. Селин смотрит на меня погрустневшими глазами, а я говорю: "Со мной все в порядке", но при этом залпом выпиваю бокал водки, но ощущаю внутри себя не тепло, а холод, словно я попал на айсберг. Потом я закрываю глаза, ко мне приходит блаженное спокойствие, а Селин, я это чувствую, подсаживается ко мне ближе и начинает мне нашептывать стихи Ронсара, а голос ее летит вдоль Сены, словно прогулочный катерок, а потом он теряется где-то на другом конце Парижа.
(Продолжение следует.)
Одесса, 2003 г.
Рисунок Николая Дронникова (Париж).