Номер 42 (1435), 23.11.2018
В этом убеждает одесситов городской департамент здравоохранения. В департаменте напоминают, что с 2019 года бюджетное финансирование учреждений первичной медицинской помощи будет осуществляться на основании подписанных с пациентами деклараций.
А тем пациентам, которые не подпишут декларацию, будет предоставляться только неотложная медицинская помощь (этот вид помощи оказывают, когда нет необходимости в срочной госпитализации).
По данным медицинской статистики, в Одессе уже подписано почти 400 тысяч деклараций с семейными врачами и педиатрами. С педиатрами детских поликлиник декларации заключают более ударными темпами; их уже 80 % от всего количества детей Одессы.
Наша газета уже освещала порядок подписания деклараций с семейными врачами, но лишний раз стоит напомнить, тем более, что городской департамент прислал ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
1. Для чего подписывать декларацию с врачом?
Декларация - это документ, который подтверждает, что пациент хочет, чтобы его или его ребенка обслуживал именно этот врач. Подписывая декларацию с конкретным врачом, пациент уведомляет государство и Национальную службу здоровья Украины, что оплата за его медицинское обслуживание должна поступать в медицинское учреждение, в котором работает данный врач.
2. С каким врачом подписать декларацию для ребенка?
Семейный врач может вести пациентов любого возраста, педиатр - детей от рождения до 17 лет включительно. Также учащиеся и студенты могут заключать декларации с семейными врачами городской студенческой поликлиники № 21.
3. Обязательно ли обслуживаться в медучреждении по месту жительства или прописки?
Первичная медицинская помощь теперь не привязана к месту проживания или прописки. Каждый одессит может выбрать семейного врача в любом ЦПМСП или семейной амбулатории, а педиатра - в любой детской поликлинике. Однако оптимально выбрать врача в том медучреждении, которое пациенту будет удобно посещать территориально - например, рядом с домом или работой. Если пациенту необходимо получить консультацию врача или сдать анализы, не очень удобно ехать для этого в другой конец города. Вы можете выбрать того участкового врача, у которого обслуживались раньше, если вы ему доверяете, либо обратиться за рекомендациями по выбору врача к своим знакомым, соседям, проконсультироваться у заведующего амбулаторией либо руководства ЦПМСП, получить информацию в открытых электронных источниках.
4. Какие услуги входят в гарантированный государственный пакет бесплатной первичной медицинской помощи?
В пакет гарантированных услуг на уровне первичной медицинской помощи включены следующие обследования: общий анализ крови с лейкоцитарной формулой, общий анализ мочи, глюкоза крови, общий холестерин, измерение артериального давления, электрокардиограмма, измерение веса, роста, окружности талии, быстрые тесты на тропонин, ВИЧ, вирусные гепатиты, беременность. Семейный врач может вести неосложненную беременность по желанию беременной женщины, проводить профосмотры, контролировать вакцинацию, выписывать рецепты на медикаменты, в том числе по программе "Доступные лекарства", выдавать справки, больничные, направления на МСЭК.
5. Каков порядок подписания декларации?
Пациент обращается в медицинское учреждение, где работает врач, с которым он хочет подписать декларацию. При себе необходимо иметь паспорт, идентификационный код и мобильный телефон. Для подписания декларации с педиатром или семейным врачом о медицинском обслуживании ребенка необходимо взять с собой его свидетельство о рождении. Ребенок в возрасте от 14 лет, который получил биометрический паспорт, может выбрать врача и подписать декларацию самостоятельно.
Уполномоченный представитель учреждения (врач, медсестра либо регистратор) вносит данные пациента в систему eHealth. После этого на указанный номер мобильного телефона приходит СМC с кодом, который медработник вводит в систему eHealth для подтверждения. Если у человека нет мобильного телефона, представитель учреждения сканирует его паспорт и идентификационный код и загружает в систему.
Представитель медучреждения распечатывает образец декларации для проверки. Внимательно проверяйте свои данные. Оба образца декларации должны быть одинаковыми и без ошибок. Если всё правильно, печатается еще один образец декларации. Уполномоченный представитель проставляет отметку с датой на обоих образцах декларации. Пациент подписывает два идентичных экземпляра: один остается у него, другой - в медучреждении. После этого декларация с электронной цифровой подписью врача вносится в систему eHealth. Вы официально задекларировали выбор своего врача.
6. Имеет ли декларация срок действия? Можно ли изменить выбор врача?
Декларация не имеет срока действия и не подписывается раз и навсегда. В любой момент человек может выбрать другого семейного врача или педиатра, например, при переезде в другой район или по другим причинам. Для этого необходимо обратиться в медучреждение, где работает выбранный им врач, и подписать с ним декларацию об обслуживании. Для подписания декларации при себе нужно иметь паспорт, идентификационный код и мобильный телефон. Предыдущую декларацию не нужно отменять - при внесении новой декларации в систему eHealth старая декларация автоматически аннулируется. Количество изменений в выборе семейного врача или педиатра не регламентировано.
7. Как будут обслуживаться вызовы на дому? Можно ли подписать декларацию с врачом одного учреждения, а на дом вызвать врача другого учреждения?
Все обращения пациентов, в том числе неотложные вызовы на дом, будет обслуживать тот врач, с которым подписана декларация. Если вы подписали декларацию с врачом одного медучреждения, вы не можете вызвать на дом врача другого учреждения. Если ваш врач заболел или находится в отпуске, учреждение, в котором он работает, предоставит замену на данный период. Врач будет самостоятельно определять необходимость визита к пациенту на дом в зависимости от медицинских показаний. При необходимости к пациенту вызывается служба экстренной медицинской помощи.
8. Может ли врач отказать в подписании декларации и что в этом случае делать?
Министерство здравоохранения рекомендует оптимальное количество пациентов: для семейного врача - 1800 человек, для педиатра - 900. Если врач не набрал оптимальное количество пациентов, он не может отказать желающему подписать с ним декларацию пациенту, в том числе по территориальному признаку, на основании места проживания или прописки.
В случае возникновения проблем при заключении декларации следует обращаться к главному врачу учреждения или на горячую линию отдела обращений городского департамента здравоохранения: 705-76-32 (в рабочие дни с 9.00 до 18.00).