Номер 41 (1037), 22.10.2010

"Колючие барьеры"
Евгения Ларионова

В детском клубе его прозвали Ёжиком. Друзья до сих пор зовут Ежом. И это прозвище удивительно подходит к нему. Ведь латинское название ежа - erinaceus - происходит от слова ericius, что в переводе означает "колючий барьер". А "колючих барьеров" в жизни художника и веб-дизайнера Евгения Ларионова было более чем достаточно.

Немощный? Нет, мощный!

Еще не изгладились из памяти времена, когда само слово "инвалид" звучало как приговор. "Он - инвалид", и это означало, что тот, о ком так говорили, был обречен на прозябание, и место в жизни ему отводилось в лучшем случае неподалеку от обочины. "Всяк сверчок знай свой шесток" - эта поговорка замечательно точно описывала удел инвалидов в нашем обществе. Если ты слепой - значит, тебе дорога в УТОС, если глухой - в УТОГ; при этих обществах действовали предприятия, где люди с физическими недостатками в ряду себе подобных зарабатывали на жизнь. (Сейчас порою тоскуют об этом времени, не думая, однако, о том, что подобные структуры являлись фактически своего рода "гетто", откуда в "большой мир" вырывались немногие). Нечастые исключения только подтверждали правило; такими людьми восхищались, но смотрели на них все-таки как на некую диковину: "надо же, какой молодец, хотя инвалид, а сумел добиться..." И на школьных уроках литературы при изучении "Повести о настоящем человеке" именно на этом педагоги неизменно делали акцент.

В институте, где я учился, несколько преподавателей были с протезами, на костылях, и староста, увещевая студентов, прогуливавших занятия по предметам, которые вели эти люди, неизменно делал упор: "Ну как тебе не стыдно, хотя бы имел уважение к его состоянию..." Да и сами преподаватели, насколько я мог судить, все-таки ощущали определенную психологическую неловкость от своих физических недостатков, и, возможно, по этой причине проявляли больший либерализм при приеме экзаменов или зачетов.

Первым человеком из моих знакомых, который, несмотря на недуг, в любом обществе вел себя свободно и раскованно, так, что его природные недостатки казались абсолютно незаметными, был Сережа Шашелев по прозвищу Чера - глухонемой артист легендарного ленинградского театра "Лицедеи". Слава Полунин, лидер театра, поставил дело так, что Чера совершенно не ощущал себя "иным". Во-первых, все артисты знали азбуку глухих и прекрасным образом общались со своим товарищем, но, самое главное, Полунин не делал Сергею ни малейшего снисхождения, и "разносы" от своего лидера (в случае необходимости таковых) Чера получал, как и все прочие. Сергей прекрасно чувствовал себя в обществе слышащих-говорящих и даже позволял себе шутить над своими недостатками. Когда в компании кто-то брал телефонную трубку, Чера жестами показывал: "Мол, дай мне поговорить!", что неизменно вызывало дружный и добрый смех, чему Сергей очень радовался. Но это было редкое исключение из правил, к тому же Чера существовал в достаточно специфической среде, которая все-таки в известной степени приноравливалась к нему. А для большинства моих ровесников-инвалидов их недуг был проклятием. И слово "инвалид" воспринималось в полном соответствии с "первоисточником": латинское "ivalidus" переводится как "слабый", "немощный".

К счастью, времена меняются. Уже сам факт, что вместо термина "инвалид" используется политкорректное "человек с ограниченными возможностями", значит многое. Хотя и подобное определение все чаще ущемляет самолюбие этих людей. Сталкиваясь с такими ребятами из поколения 20-30-летних, вижу уже не в единицах, а во многих из них упрямое стремление доказать НЕ- ограниченность своих возможностей, добиться профессионального успеха, стать вровень с теми, кто физически не обделен природой или судьбой. И это замечательно.

Воспитание креативом

Женю Ларионова я впервые увидел в клубе у своей сестры - социального педагога, которая всю свою, как говорится, сознательную жизнь возится с подростками, включая самых что ни на есть "трудных", непостижимым (для меня и многих других) образом "вытаскивая" из них все лучшее, что имеется в "запасниках" неокрепшей детской души. Честно говоря, я долгое время даже не знал, как зовут этого парнишку на костылях. В клубе у него было прозвище Ёж, что замечательно подходило к упрямому выражению лица и манере поведения; но вскоре я понял, что "иголки" характера, торчавшие во все стороны, были следствием стремления не дать почувствовать себя инвалидом. Хотя это было сложно, ибо представьте себе человека, у которого в 14 лет одна нога была короче другой на 39 (!) сантиметров.

Уже само "официальное" название его болезни способно внушить легкий ужас: "Укорочение правой ноги, сращение большой и малой берцовой костей, аплазия третьего и четвертого пальца. Патология в перинатальном периоде плюс родовая травма". После операции в знаменитой клинике профессора Илизарова удалось "нарастить" четверть метра ноги, но все равно осталась разница в 14 сантиметров.

- Операции и вытяжка после них, - рассказывает Евгений, - это много месяцев постоянной дикой боли. Наркотики такое длительное время применять нельзя - можно подсесть. Так что приходилось терпеть.

В детский компьютерный клуб он пришел между операциями, на костылях. И тут все началось...

К счастью для Ежа, руководитель компьютерного клуба Михаил Борисович Кордонский, не склонен был к сантиментам и требовал от своего подопечного ровно столько, сколько и от других.

- Я одно время очень обижался, - признается Евгений, - а теперь готов ему памятник за это поставить. Но сначала все- таки обиделся - первый раз в жизни. А что это продуманная и обоснованная педагогическая позиция я понял месяцев через 8-9, и обида прошла сразу - как отрубило.

Сейчас Евгений считает, что ему страшно повезло попасть в детский компьютерный клуб подростком. Будь он старше, не поднялся бы выше уровня наборщика текстов на компьютере.

- У инвалидов в 23 года начинается дикий ступор, - убежденно объясняет он свою позицию. - Они сами себе ставят планку в мозгах, которую перепрыгнуть уже не могут никогда, как ни пытайся. Идеальный вариант для таких людей - это курсы компьютерной грамоты при обществе инвалидов. Они могут выполнять несложную работу на компьютере. А вот креативную работу они делать уже не могут. Для этого надо брать молодых и прокачивать им мозги. В первую очередь - мозги. Инструменты, ремесленные умения - это вторично. Мозги - как Творцу! Это не обязательно должен быть художник, это может быть кто угодно из "сетевых" профессий, но обязательно Творец. Подростки 13-14 лет - оптимальный вариант, из которых можно воспитать креативщиков.

Философия Ежа

Креативность для Евгения - момент принципиальный. Он изначально был парнем с амбициями, не желавшим прозябать на обочине жизни, его манил "мир, открытый настежь бешенству ветров" (Э. Багрицкий).

- Когда инвалиды начинают общаться, - говорит Евгений, - особенно, если они долго были этого лишены, возникает просто маниакальное стремление стать "как все". А для этого нужны амбиции и твердость характера. Мне, чтобы нормально жить, требовалось сил раза в четыре больше, чем остальным...

Но иногда и к нему подступало отчаяние. Было все - и вены себе резал, и "торчал". Но все же благодаря амбициям он решил даже такую нерешаемую для абсолютного большинства проблему, как "спрыгнуть с наркотиков". Просто наступил момент, когда он понял, что, если все будет продолжаться, как продолжается, на будущем можно ставить крест. И, осознав это, как-то сразу решил: стоп - и все. Да, было плохо, да, ломало, но прошло - выдержал!

Евгений успешно окончил институт математики, экономики и механики Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, получил диплом бакалавра. Еще студентом создал свою компанию E. larionov designe, направление деятельности которой - "дорогой креатив и недешевое творчество". Может показаться чрезмерно амбициозным, но сегодня Евгений Ларионов, у которого с детства так и осталось прозвище Ежик, считается одним из лучших веб-дизайнеров не только одесского и украинского разлива. По мнению его первого преподавателя компьютерной грамотности Михаила Кордонского (того самого, который поразил некогда юного художника строгим отношением), Ежу принадлежит первенство в жанре "векторная графика"; он выводит ее в самостоятельный жанр развивающегося современного искусства. Есть и некие объективные показатели. Две персональные выставки - "Векторьё" (2008) и "Shake!" (2010), которые вызывали немалый интерес не только у знатоков, местные телеканалы сняли несколько сюжетов. В 2006-м Евгений получил Грант Президента Украины для одаренной молодежи. Ему постоянно идут от разных фирм заказы рисунков и даже целых концепций для компьютерных игр, которые затем распространяются по всему мировому интернет- пространству. И, наконец, совсем уже уникальный факт: одессит Е. Ларионов - единственный из украинских художников, чей рисунок оказался в мировой "галерее" Corel Draw x4 (специалисты утверждают, что это примерно то же самое, как если бы картину какого-нибудь художника повесили в Белом Доме или Букингемском дворце). Кроме того, наш Еж - молодой отец и семьянин, с женой Леной они - коллеги, составившие прекрасный человеческий и профессиональный тандем.

Жизнь удалась? Вполне. Вот почему из личного своего опыта и судеб других "товарищей по несчастью", кто сумел "себя преодолеть", Евгений делает далеко идущие выводы.

- У нас очень странное понятие об инвалидах, - говорит он, - якобы это люди, которых изначально надо жалеть. Это идет, наверное, из русской традиции: на Руси всегда жалели убогих, Но их нельзя жалеть! В этих людях надо вызывать злость. Не слезы, не обиду на весь мир, а злость. Их надо "доставать", вот как меня в свое время в детском клубе, но до такой степени, чтобы это не превратилось в обиду, в сопли, в жаление себя. Ничего нельзя давать, человек должен брать. Сам! Что можно и нужно дать - так это знания. А еще нужно научить ЗАРАБАТЫВАТЬ! И надо ставить перед человеком реальные цели - то, чего он может достичь.

Вот такой философии придерживается современный художник Евгений Ларионов, ЁЖистый характер которого позволил ему добиться в своей сфере мирового признания. И когда недавно всемирно известная компания Corel Corporation проводила в Одессе презентацию, Евгений был приглашен в качестве эксперта. Для знатоков этот факт говорит о многом, а тем, кто в подобных вещах не сильно силен, рекомендуем посетить сайт Евгения Ларионова

www.larionov.od.ua.

Александр ГАЛЯС.

Рисунки Е. ЛАРИОНОВА.