Номер 41 (734), 15.10.2004
К 5-летию издания книги М.Б. РЫБАКА
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ
АВИАЦИЯ И ФОТОГРАФИЯ
Мой отец был кадровым военным преподавал в высших военных авиационных училищах и я вырос в авиагородках. Потому утверждаю с полной ответственностью: все летчики изначально талантливы. Я бы утвеждал это, даже если бы не было легендарного французского писателя-летчика А. Экзюпери, Г. Байдукова с его "Первыми перелетами через Ледовитый океан" или А. Маркуша в прошлом военного летчика, летчика-испытателя, автора таких популярных книг об авиации, как "33 ступеньки в небо", "Вам взлет!", "Дайте курс" и др. Я бы утверждал это еще пять лет тому назад, когда вышли в свет "ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЁРА" Михаила РЫБАКА, бывшего летчика и замечательного одесского фотомастера. Даже жены летчиков небезталанны (см. книгу О.Э. Чкаловой "Валерий Павлович Чкалов"), не говоря уже о детях.
Вот что писал в 1988 году в своей книге "Человек летающий" Анатолий Маркуша: "Откуда, из какой среды "рекрутировались" первые пилоты? Обладатель французского пилотского свидетельства № 1 Луи Блерио был инженером и предпринимателем; его соотечественник Габриель Вуазен механиком; Анри Фарман автогонщиком; Леон Делаграни художником; Николай Попов журналистом (в 1947 г. в Москве в Оборонгизе у него вышла книга "Основы авиационной техники" А.Ш.); Август Эйлер немецкое пилотское свидетельство № 1 инженером; Джон Брабазон английское пилотское свидетельство № 1 просто... лордом... первый летчик России (кстати, одессит А.Ш.) Михаил Ефимов телеграфистом"... Два брата Ефимова Тимофей и Владимир тоже были летчиками. Один из них учился в одесском железнодорожном училище. И первый полет в Российской империи был совершен Михаилом Ефимовым не где-нибудь, а В ОДЕССЕ, 8 марта 1910 года. Мы к нему еще вернемся.
Так что герою этих заметок Михаилу Рыбаку, будущему фотокору "Комсомольской искры" и "Вечерней Одессы", было с кого брать пример в своем увлечении авиацией. Это уже потом он будет брать свои фотоинтервью у Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, Фиделя Кастро и Арманда Хаммера, значительно позже ему будут позировать олимпийский чемпион одессит Николай Авилов и один из первых летчиков-космонавтов, коллега по летному штурвалу и опять же земляк Георгий Шонин...
А пока... Пока давайте почитаем как был красочно описан корреспондентом "Одесских новостей" полет № 1: "... На беговом поле вчера произошло нечто такое, о чем присутствующие на нем когда-нибудь будут рассказывать своим внукам. Они расскажут им, что своими глазами видели то, что еще недавно считали сказкой из "1001 ночи", жюльверниадой, фантазией весьма немногих мечтателей-чудаков..."
А вот что рассказывал о своем первом полете летчик-самоучка, известный российский спортсмен-велогонщик Сергей Уточкин:
"...Почему, думал я, в двадцати разновидностях спорта я легко овладевал каждым и очень скоро постигал тонкости? Глаз мой выработан, рука тверда, энергия и воля... Я улыбнулся и, садясь, на пилотское место, поглядел на кучу красного кирпича: через несколько мгновений я буду над ней... Дикое настроение охватывает меня. Безудержность, восторг новизны ощущений. Земля, мой враг, уже в десяти саженях подо мной. И я во властных объятиях другой стихии..."
Так он вылетел самостоятельно и вполне удачно приземлился. Талант!
Но при чем тут фотография! воскликнет проницательный читатель. Авиасъемка? Аэрофотосъемка? Так что здесь нового, чтобы посвящать этому делу целую статью?
Давайте заглянем в век девятнадцатый к истокам авиации и фотодела. Жил-был в Германии фотограф Оттомар АНШЮП, который сконструировал фоторужье. Он очень любил наблюдать за полетом птиц, а его удивительное изобретение позволяло делать двадцать кадров в секунду.
Он бродил по Тельтову, вдоль тихой немецкой речушки Бехи, и "постреливал" из своего чудесного ружья. А потом дома, развесив результаты своей фотоохоты, мог наслаждаться до бесконечности благородным полетом самых красивых птиц. Даже лебедей, если повезет...
И надо же было так случиться, что редкие по тем временам снимки Аншюпа попали в руки инженера Отто ЛИЛИЕНТАЛЯ, что жил в пригороде Берлина Штеглице и, кроме того, что-то конструировал и изобретал, был еще, как мы уже говорили о присущим всем авиаторам артистизме, намного и драматургом: под псевдонимом Карла Поля написал пьесу, которая с успехом шла в Остендтеатре. И при всем при том у него была идея фикс: летать, уподобившись птицам!
И тут фотографии Оттомара Аншюпа, на которых так неподражаемо элегантные лебеди и чадолюбивые аисты совершали мягкую посадку или начинали стремительный взлет... А почему, собственно говоря, "неподражаемые"?! И, забросив все свои дела в механической мастерской, Отто вместе с младшим братом Густавом занялись сооружением крыльев.
В 1894 году газета "Берлинер локальцейтунг" писала: "Если вы хотите видеть двух сумасшедших, поезжайте в Лихтерфельде. Там кое-кому захотелось летать".
(Окончание следует.)
На фото: бывшие военные летчики, фотокоры одесских газет
Михаил Рыбак и Анатолий Князев.