Номер 40 (836), 13.10.2006
НЕЗАМЕЧЕННЫЙ ЮБИЛЕЙ
К 75-летию композитора Микаэла Таривердиева
С Одесской киностудией Микаэл Таривердиев сотрудничал всего однажды, но одним из результатов этой встречи стала первая "визитная карточка" композитора баллада "Я такое дерево"....
Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят, не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.
Не потому, что я лучше других деревьев, нет.
А просто я другое дерево.
Я такое дерево.
Эта баллада звучит за кадром в фильме "Прощай", который сорок лет назад был снят на Одесской киностудии Григорием Поженяном. В истории кино эта лента не оставила особого следа, но зато съемочный период проходил, мягко говоря, нешаблонно.
Начнем с постановщика, он же автор сценария. Григорий Поженян режиссером не был. Он был прекрасным поэтом, чей дар вызрел во время войны. Волею судьбы Поженян оказался в одной из групп морской пехоты, которая в дни обороны Одессы сумела на несколько часов отбить у врага водопроводную станцию в Беляевке и обеспечить подачу воды в осажденный город. Многие участники этого героического рейда погибли, в число убитых занесли и Поженяна. Более того, когда после войны на здании "консервного" института (ныне Академия холода), где базировался этот отряд, повесили мемориальную доску, среди погибших значился и Поженян, к тому времени уже ставший достаточно известным поэтом. Скандал быстро замяли, изменив надпись на доске. Но эта "накладка" не поменяла любовного отношения поэта-фронтовика к нашему городу, которому он посвятил немало прекрасных строк. О подвиге своей группы Поженян написал сценарий, который лег в основу фильма "Жажда", снятого молодым Евгением Ташковым (впоследствии постановщиком прославленного телесериала "Адъютант его превосходительства") с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Песня из этого фильма "Мы с тобой два берега" стала первым шлягером, сочиненным на стихи Поженяна.
Съемки этого фильма оказали на поэта удивительное воздействие. Он почему-то решил, что снять кино это достаточно просто. "Кричать: "Мотор!" и трахать актрис я и сам могу!" самоуверенно говорил Поженян. Но, чтобы иметь на это официальное право, ему пришлось закончить Высшие режиссерские курсы, которые, между прочим, создал наш земляк Леонид Трауберг. Теперь препятствий для воплощения своих кинозамыслов у Поженяна не было, и он смело подал заявку на съемки фильма "Прощай" по своему же сценарию.
Дальше начинаются легенды.
Рассказывают, что перед началом съемок Поженян собрал всю группу и задал вопрос: "Есть тут коммунисты?". Несколько человек гордо вышли вперед. "Так вот, заявил им режиссер, чтобы на время съемок ваша партия ушла в подполье!".
Дальше больше. Оказалось, что кино это не только команда "Мотор!" и любовные игры с актрисами. Поженяну с его взрывным темпераментом особенно тягостно было работать с актерами, от которых он добивался немедленного результата, не считаясь со спецификой актерского труда, да и самолюбием исполнителей. Между тем, главные роли играли артисты известные, в кино поднаторевшие, к тому же еще и популярные Иван Переверзев, Виктор Авдюшко, Олег Стриженов. (Кстати, среди других исполнителей тоже немало интересных людей будущий муж Аллы Пугачевой Александр Стефанович, телезвезда Ангелина Вовк, юный Евгений Жариков). Ощущая свое превосходство в понимании кино, актеры-"первачи" не стеснялись вступать в споры с постановщиком, и порою разговор шел на предельно повышенных тонах. Не имея что противопоставить мастерам, Поженян жестоко им отомстил: пользуясь правом автора сценария, он попросту "убил" героев Авдюшко и Стриженова, так что эти артисты оказались ему уже ненужными.
Большого успеха у зрителей фильм "Прощай" не имел. Он все-таки оказался сумбурным и с точки зрения режиссуры дилетантским. Единственным профессиональным достоинством картины стала блестящая работа оператора Леонида Бурлаки, которая и сегодня поражает изысканностью. От забвения эту ленту спасли баллады Микаэла Таривердиева, которые сам композитор исполнял за кадром аккомпанируя себе на рояле. Это был первый такой опыт Таривердиева, который он впоследствии не раз использовал. А баллада о дереве в среде интеллигенции стала "культовой". Ее блестяще исполняла Елена Камбурова, и строчка "Я другое дерево" стала как бы эпиграфом для ее творческой биографии.
К сожалению, больше Таривердиев с Одесской киностудией не сотрудничал.
Андрей РАЙКОВ.