Номер 40 (733), 08.10.2004
Игорь ПОТОЦКИЙ
Повесть
(Продолжение. Начало в №№ 29-34, 36-38.)
10
Для меня никогда не существовало диктата моря. Я не смог бы вечно к нему стремиться, как, допустим, Александр Грин. Мне лично больше нравятся урбанистические пейзажи. Вот и центр Одессы я люблю, ведь в нем сохранилась гармония старой архитектуры, поиски талантливых архитекторов, да и большинство старых зданий Одессы сохраняют, как лица старых актеров, свое былое великолепие. И все-таки на них накладывалось, так мне до сих пор кажется, море, ведь они, одесские здания, напоминали морские волны, вспененные прибоем. А окна по ночам загорались, как маяки, передающие грядущим дням свои послания. Я любил наблюдать за силуэтами людей в этих окнах и Витька Корень, друг моей юности, в этом был со мной солидарен.
Он жил в середине Малой Арнаутской, в маленьком покосившемся доме, давно уже пережившем все стадии своей жизни, но с упорством маньяка цепляющегося за продолжение своего существования. Корень называл свой дом "мой флигель", но старался в нем бывать как можно реже. Часто он находил девушек, согласных приютить его, бедолагу. Он просто был создан для их жалостливых взглядов и стонов: маленький, невзрачный, не похожий на героев-любовников. Но на всех одесских девушек героев-любовников не хватало, вот им и приходилось довольствоваться парнями, похожими на Витьку Корня.
Я бы никогда не включил Корня в свое повествование, если бы не его интрижка с балериной Инной Кореневой. Представьте себе, эта великолепная девушка, ощущавшая к себе тягу всех мужчин, сидевших в зрительном зале, нарочито громко демонстрировала Одессе от Молдаванки до Таирова, что она его любит. Сначала все думали, что она над ним измывается, но тянулись долгие месяцы, а Коренева продолжала безмолвно следовать за Корнем, словно была его тенью. Ее даже вызвал к себе в кабинет директор театра, бывший раньше начальником тюрьмы, и провел с ней долгую беседу, смысл которой сводился к тому, что не следует делать театру антирекламу, якшаясь с разными подозрительными личностями. От этого разговора директор театра весь взмок, постоянно направлял на себя вентилятор, а Коренева сидела безучастная, словно не понимала, что не каждый день к себе в кабинет вызывает хозяин театра, но что было особенно удивительно не отнекивалась и не давала никаких обещаний исправиться. А ему, здоровому мужику, весьма успешному в карьере, не удалось эту женщину-девочку наставить на путь истины, вот он и был взбешен, кричал, топал ногами, а она сидела на краешке стула, смотрела на потолок и только и говорила: "Могу уволиться".
К тому времени я еще не был Путником, а был юным и несчастным, потому что в любви мне не везло, а Кремень меня наставлял: "На женщин, браток, не следует обращать внимания, а только надобно им внушать, что у них не эффекты, а дефекты, вот тогда-то они и будут твоими". В эти минуты, когда он разглагольствовал с пафосом, выглядел он почти импозантно, будто был интуристом, расторопно пытающимся в Одессе насладиться жизнью. Я просил Кремня на практике продемонстрировать свои слова, он отнекивался, но однажды мы пошли на Приморский бульвар, где совсем скоро подцепили двух студенток, хоть они и не были в восторге от нашего присутствия рядом с ними. Одна из них, Зойка, особенно горячилась и все просила нас свернуть в сторону, но тут мой поводырь гордо сказал ей: "А ты знаешь, что я Кремень", но она вместо того, чтобы застыть на месте, потеряв дар речи, только всплеснула руками, а потом, рассмеявшись, сказала: "А я летающее облако". Кремень был повержен, но быстро нашелся; все равно вопрос его прозвучал глухо: "Наверное, девушки не одесситки?" Тут Алла, подруга Зои, сказала: "Самые натуральные одесситки", при этом и она зло и отрывисто начала смеяться. Другой бы на месте Кремня гордо удалился, но его явно удержало рядом с девушками то, что я был рядом, а в моих глазах он должен был быть победителем. "Я пошутил, признал он свое поражение, но это ничего не меняет: у меня нет другого выхода, как влюбить вас в себя". "Случаем, спросила Зоя, ты не из дурдома сбежал?" "Я что-то слышала, поддержала Алла подругу, что трое сумасшедших сбежали из больницы". "Я там был на экскурсии, парировал Кремень, но несколько недель назад". "И вас там не оставили? спросила въедливая Зоя. Наверное, просто свободных мест не было?"
Тут они стали препираться между собой, а в это время Алла взяла меня под руку и поинтересовалась: "Где ты откопал такое чудовище?". А я, покраснев, начал оправдываться и даже насочинил, что мой соучастник по прогулке талантливый археолог и ведет раскопки... Тут она меня перебила: "Под женскими юбками".
Девушки, как потом выяснилось, были студентками консерватории. Алла постигала игру на скрипке, а Зоя на виолончели, но это не главное. Я просто выяснил, что никогда законченных придурков не следует брать себе в попутчики.
(Продолжение следует.)
Одесса, 2003 г.
Рисунок Николая ДРОННИКОВА (Париж).