Номер 36 (1032), 17.09.2010
Гастроли московского театра "Школа современной комедии" отличались необычайной открытостью его мастеров. Тон задавал сам руководитель театра Иосиф Райхельгауз, который не только всеми возможными способами пропагандировал свой коллектив, но и провел серию мастер-классов. Этот почин подхватили и другие мастера театра, интервью с которыми нередко превращались в своего рода мастер-классы по демонстрации высокого творческого и интеллектуального уровня. Наши корреспонденты побывали почти на всех встречах и пресс-конференциях и услышали столько интересного, что не могли не поделиться с читателями.
Иосиф Райхельгауз, руководитель театра, народный артист России:
- Для меня театр - часть жизни. Это самое трудное, о чем договариваюсь со студентами и молодыми артистами. Артист не идет никого играть, представлять, исполнять и так далее. Он имеет возможность здесь и сейчас проверить этот опыт, эту формулу. Поэтому так интересно работать с непрофессиональными артистами или теми, кто выходил на сцену случайно, считанные разы. Когда у меня в спектакле играет Александр Гордон (кстати, актер по образованию, но, главное, прекрасный журналист и очень содержательный человек) и по ходу сюжета просит одолжить ему денег на жилье, - это один случай. Саша каждые два-три года меняет жену, оставляет ей квартиру, для него такая ситуация в порядке вещей. Когда ту же роль исполняет миллионер Борис Вайнзихер, который легко может купить два-три дома, ни у кого не одалживаясь, - это другой опыт, очень интересный и для него самого, и для зрителей... Технологиям актера научить не так уж сложно, но сам артист должен быть содержательным, значительным. Поэтому зрелый человек на сцене мне интереснее, чем подросток в 16 или 17 лет.
- Конечно, очень важен успех у публики, у критиков. Но самое важное - твое честное мнение о своей работе. Когда я сочиняю спектакль, то сажусь на свое любимое место в зале (у каждого режиссера есть такое) и стараюсь стать обычным зрителем. Например, когда я сочинял "Русское горе" по грибоедовскому "Горю от ума", я увидел танец рукописи в воздухе под знаменитый вальс Грибоедова. Нашли иллюзиониста, через неделю листочки заплясали именно так, как я того хотел. Самое трудное - придумать начало спектакля и финальную точку...
Сергей Юрский, народный артист России:
- Идея поручить мне роль "отца народов" родилась не у меня, а у автора пьесы, знаменитого молдавского русскоязычного драматурга Иона Друцэ. Когда Друцэ предложил мне сыграть Сталина, что-то в этом меня, как говорится, зацепило. Мне претит слюнявая интеллигентская позиция, которую высказали многие мои знакомые: "Ты себя, Сергей, погубишь, если будешь связываться с этим человеком, он упырь, дьявол, его нужно забыть и не вспоминать!"
Это как нарыв иметь у себя на теле, но не лечить, не вскрывать, а закрывать и замазывать. Очень опасно! С другой стороны, несомненное усиление сталинистского направления мысли в обществе вызывает ощущение ужаса. Может вырасти, да и растет новый русский фашизм. Сталинизм и Сталин - вещи сходные, но разные. Сталинизм - это не один человек, а то, что в обществе растворено. С каких пор? Этот вопрос меня занимает. С тех пор, как Сталин стал генсеком, или с 1917 года, или с началом правления Николая Второго, а то и Петра Первого, Ивана Грозного, с более древних времен? Я рассматриваю Сталина как жертву сталинизма...
Меня часто спрашивают, и в Одессе тоже, как я отношусь к исполнителях роли Остапа Бендера. Из всех я бы отметил только Арчила Гомиашвили, он сыграл некую противоположность моему Бендеру. Из более молодых артистов эту роль мог бы сыграть Олег Меньшиков. Но ведь не сыграл толком, у него была режиссер, которая обладала финансовыми средствами, но совсем была лишена средств внутренних: ни ощущения эпохи, ее ритма, ни ощущения ритма речи персонажей Ильфа и Петрова. Не спрашивайте об этом больше, никого себе в компанию я пока не хочу...
Категорически не выношу, когда артиста называют звездой. Это чтобы подчеркнуть его значимость? Ходят такие, уже восемью линиями подчеркнутые, а значимости нет. А что касается "селф- мейд-менов"... Я эту американскую мечту уважаю. Хороший журнал "Story" читаю, там описаны довольно занятные истории, масса героев, которые сами себя сделали. Но порой возникает ощущение какого-то выпадения из реальности. Штампы сегодняшних биографий, написанных по одной кальке, подтягивание их к одному образцу - все это пахнет подтасовкой фактов. К этим примерам подтягивают всех. Кто был ничем - стал всем. А выбор персоналий? Эдит Пиаф - потрясающая певица, но назвать ее творцом нельзя, это птица, которая однажды запела, и пела до последнего дня. Творец - Бог! Все эти жизнеописания тех, кто сам себя сделал, часто вызывают отношение такое: это выдумка, а не реальность. Авантюристы, птицы, даже иногда бабочки однодневки... А разве не герой своего времени ученый Нильс Бор, который есть могучее, роскошное дерево, определившее результаты вокруг себя? Все так обмельчало...
Екатерина Кретова, критик, заведующая литчастью театра:
- Каждому, кто пишет о театре, следует найти свой конек, дабы в дальнейшем делать из него "конфетку". Это дает особое состояние в профессии. Для меня таким коньком стал мюзикл, который я глубоко изучаю... Но о мюзикле в России как о покойнике: или хорошо, или никак. Потому что жанр этот в русском театре - Золушка. Не любят его, не знают, не понимают. Не умеют ставить, не умеют прокатывать...
Невозможно изучать эпоху Достоевского по его романам, а эпоху Островского - по его пьесам. Большие художники создают свои собственные миры, с реальностью имеющие мало общего. В старинных московских газетах мне удалось найти много интересных критических статей, из которых выяснилось, что успешного драматурга Островского упрекали в том, что так, как его герои, реальные представители купечества не говорят. Все было другое - быт, наряды, интересы... Это не умаляет значения знаменитых пьес, просто расширяет границы наших знаний об эпохе. Мне также было важно прочесть в этих газетах статьи о собраниях акционерных обществ, городских происшествиях и при том понять, как же на самом деле зрители воспринимали увиденное в театре, где проводили время до и после посещения спектакля. Лет через сто кто-то будет изучать эпоху по сегодняшним газетам и сделает новые открытия!
Юрий Чернов, народный артист России:
- Я учился в Московском эстрадно-цирковом училище и подрабатывал в кино. На съемках фильма "Пароль не нужен" (это, кстати, была первая кинокартина с главным героем Максимом Исаевым - Штирлицем, его играл Родион Нахапетов) меня заметили и предложили сыграть роль Сыромятникова в фильме "Доживем до понедельника".
После этой картины мне вдогонку часто летело: "А мне мама говорила, что птичку убивать нехорошо", "а России после Петра I на царей не везет", "вот поставишь единицу, а из него получится Юрий Никулин". Кстати, в сценарии конец этой фразы звучал так: "из него получится Олег Попов", но так как мы с Тихоновым симпатизировали Юрию Владимировичу, то мы попросили Ростоцкого, чтобы он разрешил заменить Попова на Никулина...
Я много играл в кино, но есть две несыгранные роли, о которых вспоминаю с сожалением. Меня утвердили на роль Петрухи в фильме "Белое солнце пустыни". Но я тогда еще учился и меня не отпустили на съемки. Так что Петруха - это моя неспетая песня. Похожий случай был и с фильмом "Дерсу Узала", который снимал великий Акиро Куросава. Там у меня была маленькая роль, но зато открывалась возможность побывать в Японии. Но и тут не сложилось...
Меня очень порадовало, когда в Одессе вспомнили о том, что я играл главную роль в фильме Сергея Юткевича "Маяковский смеется". Меня поразило, как Юткевич разговаривал на съемочной площадке - очень тихо, но все слушались его бесприкословно. Это была необычная картина, фильм-коллаж, в нем были игровые эпизоды, хроника, мультипликация. Фильм этот в свое время прошел незаметно, а жалко.
Подготовили Мария ГУДЫМА
и Константин РИТИКОВ.