Номер 30 (1077), 12.08.2011
Продолжаем публикации о Втором Одесском международном кинофестивале (ОМКФ). Начало см. "Порто-франко" от 29 июля с. г.
Так называется фильм режиссера Виктора Шамирова, где соавтором сценария и сопродюсером выступил популярный артист Гоша Куценко. Герои картины - актеры провинциального театра, потому многих журналистов заинтересовал вопрос, как актерам хватило смелости "раздеться" перед зрителями и честно показать актерскую профессию изнутри. Но Виктор Шамиров считает, что его картина - не столько об актерской профессии, сколько о жизни.
- Мы рассказываем обо всех людях на свете, а показали актеров, потому что в этой сфере разбираемся лучше всего. Я - за честное повествование, я не хочу рассказывать сказки. Везде есть одиночество и отчаяние, но есть и надежда, - заметил режиссер.
Довольно неожиданно на пресс-конференции появилась Ирина Апексимова, выпускница "театрального" класса одесской 37-й школы.
- Я рада, что получилось сюда приехать, призналась актриса. - Одесса - город, где я росла и захотела стать актрисой.
Но, с другой стороны, изменения во внешнем облике города И. Апексимовой не по душе.
- Мне не нравится, какой стала Одесса. Искусственная зелень на Дерибасовской и пластмассовая мебель - это ужасно, - сказала она.
Прямая речь: "Если я получу почетное актерское звание, пусть это будет в Украине. Я родился на этой земле, и именно здесь мне пришла в голову идея стать актером" (Гоша Куценко).
На пресс-конференции, посвященной этому фильму, никто, естественно, не знал, что именно ему достанутся лавры победителя. Жаль, что не было постановщицы Селин Шьямма, но её достойно заменили актриса Софи Каттани, исполнительница роли мамы главной героини, и продюсер Бенедикт Куврер.
Они рассказали, что фильм уже был удостоен специальной награды престижного Берлинского кинофестиваля. Он имеет огромный успех на родине, во Франции его посмотрели уже больше 100 тысяч зрителей. А госпожа Куврер поделилась своими наблюдениями о том, что происходит в т. н. женском кино. По её мнению, если 10-15 лет назад женщины-режиссеры снимали картины о мужчинах, и это было "мужское кино, снятое женщинами", то за последние годы появилось эмоциональное кино, "женское, в лучшем смысле этого слова".
Актриса Софи Каттани рассказала о своих юных партнерах по съемочной площадке: "Играть с детьми было легко. Благодаря естественности, присущей их возрасту, маленькие актеры держались на площадке профессионально".
На пресс-конференции, посвященной открытию программы "Французская панорама", директор французского института в Украине Франки Бландо сообщил, что в Каннах министры культуры Украины и Франции подписали договор о совместном кинопроизводстве.
- Посольство Франции в Украине принимало в этом непосредственное участие. Кинопроцесс во Франции постоянно меняется, и мне бы очень хотелось предоставить украинским зрителям возможность составить собственное мнение об этих изменениях, - сказал мсье Бландо.
С нетерпением ждали приезда на фестиваль легендарных украинских боксеров братьев Кличко, которые являются в своем виде спорта абсолютными чемпионами. Они должны были представить документальный фильм "Кличко", снятый немецким документалистом Себастьяном Денхардом. Но случилось несчастье - умер отец Владимира и Виталия. В официальном обращении братья выразили благодарность режиссеру фильма, всей съемочной команде, своей семье и добавили: "Сегодня этот фильм волею судьбы приобрел новый смысл - ушел из жизни близкий нам человек, без которого нет и не могло бы быть ничего, что вы увидите на экране. Спустя годы эта картина будет напоминать нам о том, что главное - это не только мечта, а и люди, которые верят в нее вместе с тобой. Поэтому мы хотим посвятить премьеру фильма памяти нашего отца".
Летняя киношкола - одна из изюминок Одесского кинофестиваля. Учиться у таких мастеров, как Александр Митта, Вадим Перельман, Валерий Тодоровский и другие, приехали студенты профильных вузов, а также те, кто мечтает о кинокарьере. Участие в школе - редкая возможность посмотреть серьезные фильмы, обсудить их, общаться друг с другом и учиться. В этом году во время фестиваля действовала еще и сценарная мастерская. Её появление вызвано острой нехваткой качественных сценариев.
Валерий Тодоровский - режиссер и продюсер - рассказал, что хороших сценариев ему принесли столько, что их можно посчитать на пальцах рук.
А Александр Митта иронически заметил, что, написав сценарий
об удовольствии, которое доставляет любовь к девушке, не стоит
ожидать, что такое же удовольствие от любви к ней получат те,
кто будет этот сценарий читать. Иначе, иронично предупредил
режиссер, возлюбленная рискует стать девушкой легкого
поведения.
Прямая речь: "Всем кажется, что их сценарий хороший, но 95 % из них - плохие. В Москве, если появляется хороший сценарий, а это происходит раз в год, через два дня уже все знают, что он есть" (Валерий Тодоровский).
Сайт 048.ua провел опрос слушателей Летней школы и сценарной мастерской. Один из них признался: "То, что рассказывают на мастер-классах российские и зарубежные режиссеры, мало подходит к нашим реалиям. Особенно учитывая, что украинского кино, в принципе, нет".
Слушатель считает, что занятия в школе состоят в основном из монологов известных мастеров об истории своего успеха.
- Я бы за это деньги не платил. А так, ну посмотреть на них вживую, послушать, вряд ли еще представится возможность.
Впрочем, мнение, высказанное выше, разделяет меньшинство участников Летней школы. Ведь даже просто возможность услышать, к примеру, Александра Митту, постановщика одного из самых кассовых советских фильмов - "Экипаж" (71 млн зрителей за первый год проката), дорогого стоит.
Правда, далеко не все фильмы режиссера могут похвастать большим успехом у зрителей. Так, во время сдачи картины "Гори, гори, моя звезда" один из тогдашних киноначальников возмутился: "Я не знаю, что мне делать?! Смеяться или плакать?" Фильм, впрочем, несмотря на скромные сборы, получился замечательным. И в "Экипаже" сочетаются бытовая драма, мелодрама, сказка и фильм- катастрофа. Александр Митта признался, что, начав снимать "Экипаж", он никак не ожидал, что "картина будет жить так долго".
А. Митте принадлежит учебник по созданию сценариев. Об этом он рассказал во время своего мастер-класса. В самом начале, советует мастер, зритель должен узнать своего героя. Потом герой обязательно должен понравиться зрителю, а для этого необходимо эмоциональное вовлечение.
- Мы любим персонажей, которые отстаивают те же идеалы и принципы, которые отстаиваем мы сами, - подчеркивает режиссер. - Личных историй сотни и тысячи. Но в памяти остается то, как конкретная история и частная жизнь выражают общечеловеческие идеалы.
- Зло в фильмах должно быть сильным, мощным и непобедимым, - считает Александр Митта, ведь только тогда зрителю будет интересно наблюдать за борьбой героя и его врагов. Антагонизм должен быть ощутимым, враг должен быть сильнее героя, иначе какой смысл переживать за итог сражения?
Впрочем, и итог не так уж важен. Главное - идея.
- Неважно, что побеждает - добро или зло; главное, чтобы идея торжествовала, - поразил режиссер своим мнением. И пояснил, что если смерть Ромео и Джульетты - удручающий финал, но идея произведения - торжество свободы и любви, примирение врагов - важнее и несет позитивную мысль.
На Ланжероновском спуске собрались сотни одесситов и гостей города, чтобы пересмотреть или посмотреть фильм Никиты Михалкова "Раба любви", которым открылась ретроспектива фильмов "Сделано в Одессе". Представил фильм сам знаменитый режиссер.
- Эта картина и этот город стали моим паспортом, - сказал Н. Михалков. - Моим первым фильмом был "Свой среди чужих, чужой среди своих", а вторым - "Раба любви", и на этих двух крыльях я начал свой путь в кинематографе.
Режиссер вспомнил историю о съемках последнего плана "Рабы любви" в Одесском ботаническом саду. Съемочная группа уже устала и все спешили снять последнюю сцену - крупный план и одну реплику Елены Соловей. В тот момент, когда в Ботанический сад одна за другой въехали машины и началась установка аппаратуры, студентки биофака убирали в саду листья.
- Мотор! - Елена Соловей произнесла свою реплику - Снято! Шампанское, возгласы, шум колес... И тогда, наверно, эти студентки подумали: вот это профессия... 10 минут поработали - и все. Деньги, слава, богемная жизнь.
Одесситам и Одессе Никита Михалков пожелал процветания, а себе - возвращения в этот город и возможности снять здесь еще одну картину.
На пресс-конференции Никиты Михалкова одна из журналисток призналась, что написала сценарий к фильму, в котором хотела бы видеть мастера.
- Ну, милая моя, должен быть ужин, плавно переходящий в завтрак.., - пошутил Михалков.
Когда же журналистка захотела уточнить время встречи, вместо Михалкова ответил присутствовавший при этом Федор Бондарчук: "Мы сейчас выйдем и договоримся". Состоялась ли вожделенная встреча, история умалчивает.
Прямая речь: "У вас есть серьезная проблема - об Украине мало знают. Когда я сказал друзьям в Лос-Анджелесе, что еду в Одессу, они назвали Одессу в Техасе, потом "маленькую Одессу" в Бруклине, а потом решили, что это город в России. У Украины есть огромный потенциал, и вы должны рассказать о своей стране с помощью кино (Марк Тревис - выпускник Йельской школы драматургии, консультант и педагог киношкол в США, Англии, Японии, Германии и других странах. В 2005 году возглавил "Школу Голливуда" в Украине).
(Продолжение следует.)
Подготовил Александр ГАЛЯС.
На фото Л. БЕНДЕРСКОГО:
Вадим Перельман, Валерий
Тодоровский, Никита Михалков.