Номер 29 (1561), 30.09.2021
Получив сообщение от предприятия "Одессагаз", Лариса Евгеньевна на какое-то время потеряла дар речи. Сумма якобы долга составляла ее почти трехмесячную пенсию. Хотя на самом деле она платила исправно. Просто операторы где-то "нахимичили" или просто ошиблись, но признать свою неправоту предприятие категорически отказывается. Полгода пенсионерку, что называется, гоняли по инстанциям, но все без толку. Можно, конечно, судиться, но откуда взять деньги на адвоката при пенсии в 2800 грн? Так и ходила бы Лариса Евгеньевна "по кругу", всякий раз натыкаясь на глухую "стену обороны" газовиков, пока приятельница не посоветовала ей обратиться в местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Система бесплатной правовой помощи создана Министерством юстиции Украины. Согласно Закону, бесплатная правовая помощь — это правовая помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников.
Правовая помощь делится на первичную и вторичную. В центре гражданам предоставляют юридические консультации, помогают в составлении заявлений, жалоб и других правовых документов, обеспечивают составление процессуальных документов (исков, апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств и т. д.), сопровождение в суде.
Филиал Центра оказался близко от дома Ларисы Евгеньевны. Ей назначили время приема. Юристу пенсионерка подробно рассказала о своих мытарствах, показала имеющиеся у нее документы. Ее выслушали, посоветовали, какие еще нужны справки, и помогли составить претензию к предприятию, которое не хочет проводить перерасчет. Претензию наша героиня отправила в "Одессагаз" — письмом с уведомлением о получении. Как нетрудно догадаться, ответ был фактически отпиской, предприятие снова настаивало на своей правоте. Но на сей раз, в отличие от прошлых обращений, пенсионерка была вооружена помощью квалифицированных юристов. Тем более, что по всем параметрам выходило, что она имеет право бесплатно воспользоваться услугами адвоката, который будет представлять в суде ее интересы.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Бесплатно воспользоваться услугами адвоката в соответствии с Законом Украины "О бесплатной правовой помощи" имеют право незащищенные категории граждан:
— малообеспеченные лица, чей среднемесячный доход не выше двух прожиточных минимумов;
— дети;
— внутренне перемещенные лица;
— беженцы;
— участники боевых действий и другие.
— Вы, конечно, понимаете, как я обрадовалась, узнав об этом, — рассказала нам Лариса Евгеньевна. — Также мне предложили посетить лекцию о правовой помощи; оказалось, что такие беседы проводятся в библиотеке нашего микрорайона. Через некоторое время мне позвонили из Центра, дали телефон адвоката. Я пришла на встречу, меня очень доброжелательно приняли, составили обращение в суд. С каждой консультацией я все лучше понимаю, как надо защищать свои права. Еще недавно я представить себе не могла, что буду так уверенно держаться в суде. Сейчас у меня страха не было, потому что теперь я знаю: у меня есть поддержка, в беде не оставят.
По примеру соседки в тот же Центр обратилась и Тамара, которой "Одессагаз" насчитал за год 10 тысяч гривен, хотя по счетчику выходило намного меньше. И тут с помощью юристов Центра потребителю удалось доказать свою правоту.
Надежду Павловну несколько раз затапливал сосед с верхнего этажа. Благодаря адвокату, предоставленному Центром, она смогла получить по суду компенсацию на ремонт.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Назначенные местным центром адвокаты составляют документы процессуального характера (исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, возражения, дополнения, ходатайства и т. д.), а также сопровождают незащищенные категории населения в судебных процессах по жилищным, семейным, наследственным, договорным, трудовым, административным вопросам, делам социального обеспечения и т. д.
Кроме правовой помощи адвоката, штатные юристы Центра бесплатно предоставляют всем, кто нуждается, письменные юридические консультации, составляют заявления, запросы, обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, помогают получить информацию из электронных реестров Министерства юстиции Украины.
— Нам, как людям без специального образования, трудно разобраться в юридических тонкостях. А времени, сил, да и средств для того, чтобы отстоять свои права в суде, мы тоже не имеем, — делятся с нами собеседницы. — Потому помощь, которую мы получили в Центре, для нас просто неоценима.
Женщины признаются, что для них такая квалифицированная юридическая помощь, да еще бесплатная, стала чем-то вроде "подарка судьбы".
— А я теперь уже настолько подкована, что по некоторым вопросам и сама могу давать консультации, — смеется Лариса Евгеньевна. — Во всяком случае, я уже точно знаю, куда следует обратиться за юридической помощью, где тебя поддержат и помогут на достойном уровне. А теперь об этом знают и мои подруги, и мои соседи.
За более детальной информацией о работе Одесского местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи мы обратились к его директору Алле ПЕРЕТЯТКО.
— Алла Васильевна, кто к вам обращается за помощью? Сколько обращений поступило в ваш центр за шесть лет работы?
— В основном, к нам обращаются простые люди — как граждане Украины, так и иностранцы, но всех их объединяет то, что они оказались в трудной житейской ситуации. Чаще это малообеспеченные, лица с инвалидностью, внутренне перемещенные, участники боевых действий, порою даже дети. Наши клиенты нуждаются в юридическом сопровождении в семейных, трудовых, наследственных и жилищных спорах.
За шесть лет работы наши специалисты приняли почти 65 тысяч обращений, причем в этом году, который еще достаточно далек от завершения, обращений поступило уже 10 тысяч. По всем обращениям клиентам предоставлена правовая помощь — как правовые консультации, так и юридическое сопровождение в суде.
— И сколько же за шесть лет предоставлено консультаций?
— Более 54 тысяч за весь период. В этом году уже 8000; в первом квартале — 3463, во втором — 3265. Последние два года консультации предоставляются в письменной форме, так обеспечивается лучшее качество предоставляемых услуг.
— Касательно судебных споров: кто обеспечивает судебное сопровождение клиентов?
— Анализируя шестилетнюю статистику, мы выяснили, что более 10 тысяч обращений, требовали решения в судебном порядке. В 75 % случаях были назначены адвокаты, а в 25 % — штатные юристы центра. В этом году в первом квартале мы приняли 406 обращений и 459 во втором. То есть, статистика более или менее стабильная.
— И сколько побед в суде удалось одержать?
— Вычислить положительный результат довольно сложно. Многие вопросы разрешаются штатными юристами в досудебном порядке, но клиент не всегда спешит сообщить об этом, ведь кризис миновал. Что же касается судебных решений в пользу клиентов, то такую статистику мы начали вести недавно, но за это время уже насчитали около тысячи положительных решений, можно сказать, одержанных побед.
— Какие дела самые сложные?
— Все дела требуют профессионального подхода и ответственного отношения.
К сожалению, у нас очень мало адвокатов, которые специализируются на пенсионных спорах.
Тяжела защита потерпевших в уголовном процессе. Такие дела не пользуются спросом среди адвокатов, а штатный работник не имеет полномочий для участия в таком процессе. Поэтому обеспечить сопровождение адвоката потерпевшему в уголовном процессе непросто.
— Какое дело вам запомнилась больше всего?
— Это страшная история, которая никого не может оставить равнодушным.
Однажды к нам обратилась пожилая женщина. Зять убил ее дочь. Но суд вынес приговор, с которым эта женщина не могла согласиться. Мы ей помогли с адвокатом, которая профессиональными действиями сумела добиться того, что убийце присудили максимально возможный срок. Плюс компенсацию морального вреда в 300 тысяч гривен, что было очень важно, поскольку на попечении у женщины осталась малолетняя внучка.
Был и такой нестандартный случай.
К нам обратился мужчина с целью взыскания алиментов на детей с бывшей супруги. Женщина оставила его и шестерых малолетних детей. Работать он не мог, так как дети нуждались в воспитании, мать детям не помогала, хотя содержание детей — обязанность обоих родителей. Наш юрист составил иск в суд, и теперь отец получает на детей половину всех доходов бывшей жены.
— А есть ли какие вызовы, риски в вашей работе?
— Есть и они меняются в процессе деятельности. Сначала труднее всего было завоевать доверие среди граждан, ведь о нас ничего не знали. Первоочередной задачей была активная информационная кампания, и тут нам сложно было выходить в телеэфиры, рассказывать о себе для широких масс коротко и понятно. Сегодня мы больше сосредоточены на том, чтобы не потерять завоеванное доверие. Наш приоритет — качественные услуги, но это очень непросто, поскольку наша большая проблема — это текучка кадров.
— С чем это связано?
— Люди приходят к нам не пирожные заказывать. Выслушать проблемы каждого посетителя — большой труд. Не все специалисты имеют достаточный уровень стрессоустойчивости. Довольно быстро происходит профессиональное выгорание. Некоторые специалисты не могут с ним справиться и вернуться в ресурсное состояние. Поэтому и увольняются. Кого-то не устраивает заработная плата, но эта проблема имеет всеукраинский характер.
— Как вы решаете эти проблемы?
— Успех работы любого механизма зависит от гармоничного взаимодействия его составляющих. Это касается и работы нашего коллектива. Мы объединены общими целями, задачами, стремлениями. Наш коллектив состоит преимущественно из молодежи. Это энергичные, заряженные на положительный для клиентов результат юристы.
Профессиональные праздники мы стараемся проводить вместе, это помогает отвлечься, поддержать друг друга и настроиться на предстоящие маленькие победы.
— Кроме правовой защиты, вы проводите и немало мероприятий по правовому ликбезу.
— Да, важное направление нашей деятельности — это правовое просветительство. Мы проводим информирование население, лекции в библиотеках, вузах, рассказываем о правах граждан и способах их защиты. Разъясняем законодательство. Благодаря чему люди становятся более подготовленными, лучше знают, как они могут самостоятельно защитить себя. Также рассказываем о новом для большинства людей механизме решения споров — медиации. Призываем наших слушателей не накапливать проблемы, не доводить их до "точки кипения", а решать вовремя, обращаться к нам.
— Какие отношения сложились с местными властями и общественными организациями? Как они изменились за шесть лет?
— У нас партнерские отношения с органами местного самоуправления и организациями разных форм собственности. Они направляют к нам лиц, нуждающихся в правовой помощи. Это показывает, что за эти годы мы завоевали определенное доверие, в том числе и у партнеров. Учитывая, что людям, которые к нам приходят, нужна не только правовая помощь, то эта коммуникация очень важна для комплекса услуг.
Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.