Номер 28 (924), 1.08.2008
Ознакомившись с итогами независимого тестирования, Дмитрий Дроздовский, выпускник одесской гимназии № 4, а ныне один из самых перспективных представителей младшего поколения украинских ученых, пришел в ужас, которым поделился с читателями газеты "День" (см. № 113). С согласия автора мы перепечатываем фрагменты из этой статьи.
Школа формирует личность, и именно поэтому результаты нынешнего внешнего тестирования для меня видятся очень тревожными. Или мы далее скатимся к массовой безграмотности, или...
Кто же не дает формировать нам европейское государство, если зачастую в основе наших проблем - не внешние надуманные враги, а мы сами, расхлябанные, не готовые действовать решительно и ответственно: Если сегодня в лицах новых поколений часто совсем не видишь ни капли "обезображенности интеллектом", которые вместо этого страдают отсутствием лексического разнообразия и пивным алкоголизмом...
Говоря о мировом научно-информационном прогрессе, не стоит безапелляционно утверждать, что в Украине происходят мощные сдвиги в сторону формирования информационного общества. Не стоит говорить, что Украина готова к евроинтеграции. Нужна ли Европе страна троечников? Готова ли Украина признать свою духовную потребность в европейском культурном пространстве, если в ней самой духовная субстанция предстает как очень посредственная! Думаю, что сначала нужно изучить математику, а то вскоре и умножить в пределах ста не сможем без калькулятора...
Вот так и живем: тезисы "без грамматики не будет математики", "математика - царица наук" уже давно пустые цветные пузырьки в стране, где украинским языком, являющимся государственным, могут грамотно пользоваться те, кто пребывает в меньшинстве. А посчитать до ста за десять лет также смогут немногие, не говоря уже о квадратных или кубических корнях, о дифференциалах и логарифмах.
Результаты независимого внешнего тестирования засвидетельствовали, в какую черную дыру мы попали, а собственно, наше образование, наше будущее. Такие результаты - не вина детей, а дефект всей системы образования, в которой не лелеют учителей-новаторов. Это и вина государства, которое не заботилось и не заботится об учителях, которые вынуждены иногда просто выживать, а не думать о совершенствовании системы преподавания. Это вина и авторов учебников (некоторые из этих пособий можно было бы успешно сжечь, и вреда от этого не будет), которые часто предстают бесплодными, у них нет целостной концепции, в частности, в гуманитарных. Хотя знаю, что такая проблема является неотложной и для математиков, и для химиков. Еще мощную двадцать лет назад систему образования, когда украинские ученые (в частности, и математики) ехали в США, в страны Латинской Америки и там получали дипломы профессоров в считанные годы, государство давало им квартиры и финансировало научные проекты, разрушили. В Украине - пустота.
В одном из материалов солидного еженедельника "Зеркало недели" пришлось прочесть изумленное высказывание первого заместителя министра образования и науки Украины господина М. Стрихи, что поколение кандидатов наук в Украине не держало ни одного мирового профессионального издания... Странно слышать такое: а куда же смотрело Министерство образования все это время? Неужели нельзя было подписаться на эти издания раньше? А состояние отечественных профессиональных изданий просто жалкое, они нуждаются, в первую очередь, в финансовой помощи и поддержке. Без инновационных обменов ничего не состоится, без мощной научной базы любое продвижение вперед - иллюзия, фикция, демагогия. Да и наука не делается "на показ", наука делается в кабинетах, в библиотеках, в лабораториях и архивах. И государство должно позаботиться о том, чтобы обновить престиж учителя, ученого, а не риэлтора, финансиста или законодателя... Следует заботиться, в первую очередь, об образовании и науке, а не кичиться иллюзорными достижениями, за которыми - пустота, ведь статей отечественных ученых не найти даже в англоязычных профессиональных изданиях с внутренней системой рецензирования.
Страшно, господа, что с такой тенденцией мы скатимся к речи Эллочки из романа Ильфа и Петрова, а через несколько десятилетий те, кто будут уметь умножать без калькулятора, будут похожи на бронтозавров с пережитками прошлого на фоне массовой безграмотности и бескультурья.
P. S. Интересно, а знают ли сегодняшние
выпускники, что такое "синхрофазотрон" или, например, кто
автор метафоры "Синхрофазотроны рыдают, как львы"... О
дифференциалах и тригонометрии даже не спрашиваю...