Номер 27 (772), 15.07.2005
I. МЕЛКАЯ ПШЕНИЧКА
Наконец-то появились крупы, которые стоят меньше гривны! воскликнула старушка в допотопном наряде, стоящая в очереди в одной из продуктовых палаток. В этой палатке всегда были очереди, потому что цены на крупы и макаронные изделия были там на несколько копеек ниже, чем в других местах.
А что вы будете брать, бабушка? спросила молодая женщина, стоящая следом за ней.
Мелкую пшеничку и отруби...
Отруби-то зачем?
Из мелкой пшенички кашу буду варить, а можно и оладушки спечь она как манка, а отруби для желудка пользительны...
Ну-ну, сказала молодая женщина и купила себе то же самое.
Ага, обрадовалась старушка, вы взяли себе тоже...
Мы варим своей собачке кашку в добавку к ливеру, ответила молодая женщина, и они разошлись.
II. СОБАКА ГОДА
Где-то я читал или слышал, что СОБАКОЙ 2004 ГОДА был выбран или избран не знаю, как лучше сказать, СЕНБЕРНАР. Что ж, вполне достойный представитель чистопородных служебных собак. Происходит от древних собак Азии. Один из великанов в собачьем мире. Сенбернары разыскивают путников, заблудившихся в горах. Кажется, именно одному из его собратьев поставлен памятник в Альпах. Кинологи говорят, что эта собака никогда не собьется с пути и всегда окажет помощь...
В конце концов, если есть политики года, журналисты года, мисс Европа и даже мисс энского района, то почему не быть СОБАКЕ ГОДА. Тем более, если она "никогда не собьется с пути". Ведь и с героями на год, рыцарями на час, и с МИССами и в Европе, и в отдельно взятом Энске, это ой как часто случается! И тем не менее, их презентуют с утомительной настойчивостью.
III. СТОИТ БУРЖУЙ, КАК ПЕС ГОЛОДНЫЙ!..
Это Александр Блок в своей гениально-парадоксальной поэме "ДВЕНАДЦАТЬ". Все тут смешалось: и революция, и Христос, и "красный флаг", и "мерный шаг"... Но особенно досталось в блоковской прямо-таки эсхатологической поэме собакам и буржуям:
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост, паршивый пес.
И в следующей строфе, опять:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Откуда эта остервенелая НЕНАВИСТЬ к БУРЖУА у такого МЕССИАНСКОГО, КУРТУАЗНОГО поэта, одного из последних в мировой поэзии РЫЦАРЕЙ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ?! Потому как "Стихами о Прекрасной Даме" могли зачитываться лишь сыновья и дочери аристократии, интеллигенции и буржуа, но отнюдь не пролетарии, городские люмпены и сельская беднота. Как это и показала КРАСНАЯ революционная действительность, пролеткультовцы и т.д.
Думается, что с РЫЦАРЕМ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ произошла некая социо-поэтическая аберрация, о которой пишет его современник известный религиозный философ Н.А. Бердяев в своей последней книге "САМОПОЗНАНИЕ (Опыт философской автобиографии)": "Я называю буржуа по духовному типу всякого, кто наслаждается и развлекается искусством как потребитель, не связывая с этим жажды преображения мира и преображения своей жизни". И чуть раньше: "Трагический и страдальческий Бетховен не творил для праздных часов наслаждений европейской буржуазии"... Поставьте здесь вместо Бетховена Блока, а вместо буржуазии европейской российскую, и вам все станет ясно.
Однако ни революция, ни коммунисты, когда пришли к власти, обличительного пафоса Блока не оценили. Ибо общеизвестно, что всякая революция отбрасывает нацию в культурном отношении на десятки лет назад. Тот же Бердяев писал: "Русская революция была также концом русской интеллигенции.
Революции всегда бывают неблагодарны... Она низвергла в бездну всю старую русскую культуру, которая, в сущности, всегда была против русской исторической власти"...
В 1922 г. благодаря "стараниям Троцкого, Бердяев и большинство представителей русского культурного ренессанса начала XX века оказались на Западе. Не известно, что было бы с Блоком, если бы он был жив. Поэт мегаполиса был очень привязан к Северной Пальмире, где тон всегда задавала крупная, средняя и мелкая буржуазия. Восторженными почитателями ПОЭТА были студенты, гимназисты и гимназистки старших классов, курсистки все те же дети петербургской аристократии, интеллигенции, буржуа. Все те, кого пришедшие к власти большевики, окрестили БЫВШИМИ и ЛИШЕНЦАМИ... И вдруг наш ПОЭТ начинает подпиливать сук, на котором сидел и пел свои урбанистические, куртуазные, рыцарские песни с налетом евразийства и славянофильства: "О, Русь моя! Жена моя!"... етс. И что в итоге?!
В голодном, холодном, распятом большевиками на кресте Петрограде тяжелобольной А. Блок оказался в положении того самого "безродного, голодного, паршивого" метафорического ПСА, с которым он в своем неизбывном поэтическом самомнении сравнивал буржуа. Ох уж эти мне околореволюционные эмоции они подводят всех: от красных до оранжевых, от поэтов до министров культуры. Вспомним хотя бы еще и такое:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй...
Прошло меньше десяти лет и Маяковский стал обличать совбуров...
Александр Александрович умирал в своем любимом Петрограде от безвнимания и невостребованности, от БЕЗДОМНОСТИ. Не помог и А.М. Горький:
"28 июля 1921, Петроград.
Срочно, Москва, Кремль, Луначарскому.
У Александра Блока острый эндокардит. Положение крайне опасно. Необходим спешный выезд Финляндию. Решительно необходим провожатый. Прошу Вас хлопотать о разрешении выезда жене Блока. Анкеты посылаю. Спешите, иначе погибнет".
На горьковской телеграмме резолюция одного из секретарей ЦК РКП(б): "Возражений не встречается"... Мол: пусть катится колбаской по Малой Спасской...
7 августа 1921 г. А.А. Блок скончался в Петрограде... Поэты, энергично отпевавшие буржуа, Блок (1880-1921), Маяковский (1893-1930) ушли из жизни раньше срока; приказала долго жить МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, а БУРЖУЙ ВЫЖИЛ! В России и в Украине он ВОССТАЛ как птица феникс из пепла; по-прежнему процветает в Европе и, всенепременно, в США. И ПЁС выжил безродный, голодный и паршивый. Видно, и без того и без другого никак нельзя обойтись в "человечьем общежитьи". Сколько бы поэты не витийствовали.
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.
Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.