Номер 26 (1466), 18.07.2019

САПОЖОК
НА СЕМИ ХОЛМАХ

(Продолжение. Начало в №№ 10-25.)

Это место знают многие из тех, кто никогда не бывал в Риме.

Если многие прекрасные площади города зачастую окружены со всех сторон домами и с широких магистралей не видны, то эта открыта на всеобщее обозрение да еще и находится на пересечении главных городских дорог. Отсюда берет начало широкая и модная Виа дель Корсо, по которой мы прогуляемся чуть позже. А пока - площадь Венеции, которую горожане иногда иронично называют праздничным тортом.


Площадь Венеции

По сути, мы вернулись к Капитолийскому холму, на который ведет лестница возле громады помпезного белокаменного дворца. Построили его в середине ХV века, и он стал первым таким сооружением в городе в эпоху Возрождения. Это был уже не похожий на замок-крепость объект, а скорее торжественный открытый дом с колоннадой по всему фасаду. Венецианский дворец был построен на деньги венецианцев и служил пристанищем посланникам Венецианской республики в Риме. Тогда новое величественное здание в самом центре столицы изменило облик средневекового Рима и дало толчок новому направлению в архитектуре. Построенное у подножия холма, здание словно использует рельеф местности и несколькими террасами поднимается над площадью, создавая перспективу и объем. Всю панораму дополняют лестницы и переходы, декор фасада и скульптурные группы на крыше. На рубеже XIX-XX веков перед дворцом соорудили памятник Виктору Эммануилу II. Что неудивительно, ибо монументы в честь короля-объединителя Италии и в честь Гарибальди можно найти едва ли не в каждом городе полуострова. Но здесь опять-таки поражает масштаб. По сути, это целый мемориал. Король на коне вознесен на постамент, украшенный многофигурным барельефом. Он представляет главные города Италии. Но этот постамент стоит на другом широченном округлом основании из белого мрамора, которое в свою очередь тоже изобилует барельефами. В центре этой композиции так называемый Алтарь Родины с фигурой Ромы (Рома - это богиня, символ города). После Первой мировой войны у ее ног обустроили еще и могилу Неизвестного солдата. Вот такое многослойное чудо стоит теперь на одной из самых оживленных площадей трехмиллионного города.

Бесконечная благодарность королю за объединение Италии объяснима. После тысячелетней истории античного Рима и более поздних успехов процветающих республик в основном на севере полуострова в эпоху Возрождения многие итальянские территории стремительно теряли авторитет и былое величие. Особенно это было заметно по Риму, население которого накануне объединения страны сократилось всего до 190 тысяч и в разы уступало античному. Только к началу ХХ века римлян стало чуть больше 400 тысяч (для сравнения - в молодой Одессе тогда жило 430 тысяч человек). Обустройство, обновление и фактическое возрождение Вечного города были нелегкими задачами. Преобразование такой важной центральной магистрали, как Виа дель Корсо, тоже было приоритетным.

На Виа дель Корсо

Латеран

Эта прямая, как стрела, центральная улица идет от Капитолийского холма, упираясь через полтора километра в Народную площадь. С обеих сторон выстроились солидные сооружения. Среди них дворцы Наполеона и Памфили, несколько церквей разных эпох, названия которых не стану перечислять. Я не владею точной статистикой, но знаю, что в Риме находится около тысячи культовых объектов. Если бы большинство из них оказались в другом месте планеты, то наверняка стали важными достопримечательностями. Но в Риме даже тысячелетние реликвии давно воспринимаются без особых эмоций. Безусловно, это специфика места. Но она именно такова. Вы не можете съесть все пирожные в кондитерской, как бы голодны ни были изначально...

Итак, шагаем по Виа дель Корсо, которая получила свое название благодаря конным соревнованиям, проходившим на этой идеально прямой трассе вплоть до позапрошлого столетия. Сегодня, кроме дворцов и храмов, здесь множество модных магазинов, удачно вписавшихся в среду и не испортивших фасады. Все прекрасно знают лучшие образцы итальянской моды и знаменитых здешних дизайнеров, обувщиков, создателей разных аксессуаров и косметики. Кстати, замечу, что сами итальянцы одеваются достаточно традиционно и даже консервативно. Мужчины носят костюмы приглушенных тонов и рубашки синеватых оттенков. Многие в галстуках даже в летний зной. Работающие женщины тоже отдают предпочтение деловым костюмам и скромным блузкам, не пытаясь красоваться на службе в мини-юбках и маечках на тонких бретельках. Возможно, это как-то связано с религиозностью. Известно, что католицизм здесь силен и посещение церквей так же обязательно, как утренний кофе. А в храм оголенными ходить не принято. Разве что ты турист, не обращающий внимания на чужие традиции и правила...

Размышляя об этом и разглядывая витрины бутиков, мы дошли до Народной площади. Со стороны Виа дель Корсо видим два храма-близнеца, на другом краю - еще один. У нас обычно по три аптеки на одном квартале, а тут - соборы. Просторная эллиптическая площадь возникла очень давно, но обустраивалась в разные эпохи. В XVI веке сюда привезли 36-метровый обелиск Фламиниев, дошедший до нас аж из ХII века до нашей эры. Он обозначил центр этого пространства. Окончательно площадь оформили только в ХIХ веке, украсив ее скульптурными группами. Поймал себя на мысли, что все эти колоссальные по размерам торжественные площади Рима совершенно свободны от лоточников, киосков со всякой ерундой и даже сувенирных лавок. Просто обширные места для гуляния и отдыха. У нас бы они обросли торговыми точками и столиками под зонтиками...

По уходящей немного наискосок Виа дель Бабуино проходим к другой очень популярной площади - Пьяцца ди Спанья (Испании). Пусть вас не удивляет, что и здесь увидите лестницу, обелиск, храм и фонтан. Стоит только взглянуть на все это вместе, чтобы понять, как площадь отличается от других. Сама она невелика и с утра до поздней ночи запружена людьми. Здесь любят орудовать карманники, которым в толпе легко затеряться. По соседним узким улочкам носятся ловкачи-мотоциклисты, специализирующиеся на снятии на ходу дамских сумочек и болтающихся на одном плече рюкзаков. Словом, здесь нужно быть начеку. Но людей притягивает магия этого места. На широких ступенях лестницы сидят влюбленные парочки, уставшие туристы и просто отдыхающие. Кто-то ест мороженое, кто-то читает книгу, другие шумно беседуют, жестикулируют и хохочут. Над всем этим гомонящим сообществом вонзился в небо древнеегипетский обелиск и возвышается церковь Святой Троицы (XV век). У подножия лестницы - изящный фонтан "Лодочка", созданный Бернини четыреста лет назад. Площадь Испании, между прочим, не раз фигурировала в кинолентах и регулярно представала на наших телеэкранах в дни показов итальянской моды. В такие дни широкую лестницу начисто вымывают, прихорашивают, устилают мягкими дорожками. По ее ступенькам вышагивают лучшие модели мира, демонстрируя коллекции известнейших дизайнеров. Обычно действо происходит вечером при свете прожекторов. И тогда подсветка выхватывает купол собора и обелиск, создавая сказочную атмосферу...

Если подняться на холм за площадью Испании, выйдете к шикарному комплексу строений виллы Медичи, которая вот уже двести с лишним лет принадлежит Французской академии, как бы напоминая о временах зависимости страны.

* * *

Идея побывать в этой части города родилась спонтанно. Было 1 мая. Центральные улицы заполонили демонстранты с плакатами, требовавшими новых социальных радостей для трудящихся. Мы нырнули в ближайшую станцию подземки, нашли нужное направление и в довольно плотной массе отдыхающих проехали несколько остановок до площади Сан-Джованни в Латеране.

Итак, что это за место? Оно крайне важно для верующих и памятно для правителей католической церкви. Напомню, что привычный нам Ватикан существовал не всегда, а значит, и папы находились в другом месте. Точнее, в разные периоды в разных местах. И даже странах. Так вот, район Латеран был резиденцией пап достаточно длительное время. Есть упоминание о строительстве здесь первой базилики еще в четвертом веке. Она пострадала при пожаре и была восстановлена уже в ХII веке. Храм был многократно перестроен, но в то же время сохранил часть элементов первоначальной структуры. Особенно важен он был в те годы, когда папы базировались в Латеране до своего перемещения во французский Авиньон в 1309 году.

На площади Иоанна Крестителя стоит самый большой из всех привезенных в Рим египетских обелисков. Ему почти три с половиной тысячи лет, из которых больше полутора тысячелетий обелиск фараона Тутмоса находится у римлян. На площади также расположены построенный уже в ХVI веке папский дворец, баптистерий, возведенный еще при императоре Константине Великом, и здание Святой лестницы, стоящее напротив собора. Об этом история повествует следующее: пятьсот лет назад было построено здание над той старинной частью патриаршего дворца, в которой находилась Святая Святых. Поскольку большую часть старого дворца разрушили для возведения нового, папа велел оставить только эту самую Святая Святых и Святую лестницу. Считается, что это та самая лестница, которая находилась в доме Пилата в Иерусалиме. По ней Иисус поднимался несколько раз. 28 мраморных ступеней покрыты деревом, а хорошо видимые нам маленькие хрустальные пластинки покрывают пятна, которые принято считать кровью Христа. По бокам этой лестницы установили две скульптурные группы - "Поцелуй Иуды" и "Суд Пилата". По этой лестнице верующие поднимаются только на коленях. Мы были свидетелями этого действа, но сами, честно говоря, прошли по боковому проходу, тоже ведущему к так называемой Святая Святых - небольшой капелле, дошедшей из древности в первозданном виде. Короче говоря, именно в Латеране вы ближе всего подходите к символам изначального христианства. В любом случае стоит поехать на просторную площадь, где людей волнуют не только реликвии, но и обычная жизнь. Прямо посреди святого пространства при нас устанавливали микрофоны и усилители, готовясь к первомайскому концерту для молодежи...

* * *

Центр Рима (а он огромен) старательно оберегают от высотного строительства. Тут вообще редко встретишь новые постройки. Поэтому все отели расположены в старых домах и дворцах. Как-то мы остановились на несколько дней в очень старом здании, окна которого выходили на огромный зеленый парк. Это была знаменитая вилла Боргезе.


Вилла Боргезе

С улицы Венето проходим через ворота Пинчиана в старой крепостной стене и оказываемся в обширном парке. Взяли напрокат подобие парного велосипеда и неспешно покатили по широким аллеям, присыпанным рыжим песком. Мостики, пруды, различные строения. В свое время некто Павел Боргезе (тоже папа) решил построить здесь особняк для сохранения культурного наследия. Надо отдать должное, что папы много заказов давали художникам и скульпторам, поддерживая их материально. Построенный на вилле особняк нынче стал музеем. В парке выставлено множество скульптур разных эпох, обустроены фонтаны. По сути, этот уголок огромного города является одновременно и местом отдыха, и центром культуры. В начале ХХ века наследник рода Боргезе продал виллу со всеми собранными коллекциями итальянскому государству. Заметьте, не вывез за границу, не выставил на аукционы, а продал своим. Думаю, по сходной цене. Впрочем, как оценить все сокровища Рима? Неподалеку от виллы Боргезе на другой вилле - Джулия - разместился Этрусский музей, самое масштабное собрание предметов цивилизации, у которой римляне многое позаимствовали.

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Полный текст путевых записок
Аркадия РЫБАКА
издан 3-томником под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?".

Книги можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 649-656, 649-503, 649-668)
и во Всемирном клубе одесситов

(www.odessitclub.org)