Номер 26 (1123), 20.07.2012

ТО ЛИ ЭТО ЖИЗНЬ, А ТО ЛИ ВИДЕНЬЕ...

В десятый раз на сцене украинского музыкально- драматического театра был показан спектакль Алексея Ботвинова "Письмовник. Элегия", в основе которого - роман М. Шишкина. Мы уже не раз писали об этом уникальном представлении, которое по справедливости считается одним из лучших достижений одесской сцены начала нынешнего века. На этот раз на спектакле побывали наши юные авторы, которые с удовольствием поделились своими впечатлениями.

Он, Она и Пианист рассказывают историю о любви... Или о жизни? Познание любви через всю человеческую жизнь или же познание ценности жизни благодаря любви?

Она - любящая, преданная женщина, в письмах, кажется, говорит только о своей любви к нему. А Он? Он в письмах рассказывает только о том, что его волнует, о его вечной проблеме поиска себя, да и на войну Он пошел, чтобы найти себя. Насколько же это эгоистично! Потому вначале Он содержанием писем даже начал раздражать. Неужели ни разу нельзя упомянуть о любви? Но в том-то и смысл, что оба влюблённых в конце концов смогли найти то, что искали. Вот только ради этого обоим пришлось пройти через страшные испытания. Ей досталось на долю ожидание длиною в жизнь. Ему - испытание смертью.

В спектакле "Письмовник" нет вещи, которая могла бы быть самой главной. Тут должно быть всё органично: актёрам следует в полной мере прочувствовать смысл монологов, музыка должна точно передавать эмоцию героев. И участникам спектакля это удалось. Зал не просто следил за событиями, а внимательно слушал и понимал героев. При том, что зрителями были люди самого разного возраста.

Главная нагрузка в постановке лежит на актерах. И Ольга Петровская с Евгением Юхновцом замечательно справились со своими задачами.

Актриса удивительно точно передала возрастные изменения своей героини. Не прибегая к гриму, она передала их через пластику, голос, а также нашла интересный ход с платьем, длина которого удлинялась, исходя из возраста героини. Больше всего запомнились монологи актрисы о родных людях: об отце, потере любимого и ребёнка, - мурашки по коже и слёзы на глазах.

Евгений Юхновец был настолько убедителен, что мы вместе с его сценической возлюбленной начинали верить, что он жив, и сопереживали его герою, совершенно забыв о том, что его монологи - это, по существу, письма с "того света".

А самое главное: хотя спектакль шел в десятый раз, ощущался премьерный трепет, с каким актёры относились к своим ролям. Будто к ребёнку, который сделал свой первый самостоятельный шаг. А это признак не только мастерства, но и подлинной увлеченности своими ролями, что, к сожалению, среди наших актеров встречается не так уж часто.

И, конечно, восхищения заслуживает автор этого проекта Алексей Ботвинов, который в данном случае выступает в качестве сценариста, режиссера, музыканта, актера и продюсера. На одесских подмостках ставят много спектаклей, делают это профессиональные режиссеры, но редко когда зрители получают такое разнообразие эмоций и чувств, как это происходит после "Письмовника", поставленного профессиональным музыкантом. Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всем!

Замечательно, что в нашем городе появился такой спектакль. Жалко только, что он играется так редко.

Анастасия РОБУЛЕЦ, Мария ЧУМАКОВА,
слушательницы курсов молодого журналиста
при библиотеке им. Гайдара.