Номер 22 (869), 15.06.2007
К 125-летию со дня рождения Митрофана Борисовича Грекова
"Тачанка" - одно из наиболее запоминающихся произведений Митрофана Борисовича Грекова. В ней запечатлен эпизод эпохи гражданской войны: четверка лошадей выносит тачанку на передовые позиции. В тачанке три фигуры. Ездовой, натягивая вожжи, поворачивает лошадей. Один из красноармейцев вставляет в пулемет ленту с патронами, другой всматривается в раскинувшуюся под холмом степь.
Картина захватывает зрителя бурным ритмом изображенного в ней события. Интересен и прост композиционный прием, с помощью которого художник смог убедительно передать впечатление безудержного движения. Тачанка изображена на крутом повороте. Сама повозка с установленным на ней пулеметом еще сохраняет направление прежнего движения, в то время как лошади резко повернули. Позы людей, сидящих в тачанке, красноречиво свидетельствуют о стремительности езды. Пулеметчик сильно накренился влево, ездовой пригнулся и наклонился вперед. Третий, привставший красноармеец, крепко упирается одной рукой в спинку брички, другой придерживает верного "максима". Все показывает продуманность каждой детали композиции. В образе этого сильного, широкоплечего красноармейца с наибольшей силой выражена идея непоколебимости, целеустремленности народа, борющегося за свою свободу, романтика "суровой и великой эпохи классовых битв".
Изображенный в картине пейзаж активно участвует в ее эмоциональном воздействии. Крутой склон холма как бы напоминает о том усилии, с которым лошади втащили на него бричку. Жаркий солнечный свет заливает все вокруг. Пыль, взметенная копытами лошадей, легким облачком окутывает тачанку. Этими штрихами художник дополняет картину тяжелой военной поры.
Сильно вытянутый по горизонтали формат полотна дал возможность Грекову написать широкую пейзажную панораму. На втором плане видна только фигура скачущего всадника, далеко в степи еле различимы передовые позиции, где происходит кавалерийская схватка.
Почти весь передний план картины занят изображением тачанки, так что только узкая полоска неба видна над повозкой с четверкой лошадей. Сильно приблизив передний план к зрителю, показав тачанку на фоне далеко простирающейся степи, Греков придал всему изображению черты монументальности...
Известный советский художник-баталист Митрофан Борисович Греков унаследовал лучшие прогрессивные традиции Верещагина и Рубо. Будучи одним из основоположников советского изобразительного искусства, последовательным реалистом, мастером идейно-тематической картины, он наполнил батальное искусство революционным содержанием. Неизменно следуя правде жизни, Греков создал десятки замечательных картин...
Происхождение и детские впечатления художника во многом предопределили развитие его взглядов. Греков родился на Дону в станице Шарпаевке в 1882 году. Отец его - потомок старинного казацкого рода, а мать - простая украинская крестьянка из "иногородних". Дружная семья Грековых жила своим трудом. Отец отказался от казачьих привилегий, и всей многочисленной семьей они принялись за хлебопашество. Детство художника прошло в тяжелой крестьянской работе, но всюду - весной за плугом, летом на сенокосе, осенью на току он был окружен привольем донских степей, самобытной красотой родной природы.
Нельзя сказать, чтобы художественные наклонности мальчика проявились как-то особенно рано - условия дореволюционного крестьянского быта не способствовали этому. Но с годами пришла склонность к фантазии, развивающаяся еще более под влиянием иллюстрированных изданий, которые выписывал отец, усилила тягу к искусству.
"До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале "Нива", но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры я не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался", - говорил он.
Не встретив возражений в семье, Греков в 1898 году поступает в Одесское художественное училище, где на него оказал большое влияние К.К. Костанди. Закончив в 1903 году училище, он поступил без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Молодой художник безраздельно посвящает себя изучению искусства живописи.
После классов молодой живописец был принят в мастерскую И.Е. Репина, который обычно оставлял в своей мастерской лишь наиболее одаренных учеников. Проведя в мастерской Репина около года, Греков незадолго до ухода Ильи Ефимовича из академии в 1907 году переходит в батальную мастерскую одессита, окончившего Одесскую художественную школу, Франца Алексеевича Рубо.
Автор знаменитой панорамы "Оборона Севастополя" Ф.А. Рубо в ту пору был в расцвете творческих сил. Грекова увлекало великолепное композиционное мастерство учителя, его прекрасный рисунок, укрепленный суховатой, но требовательной и педантичной мюнхенской школой, неизменное следование натуре, широта взглядов и эрудиция.
Два с половиной года Греков провел в мастерской Рубо в условиях регулярных и продуманно построенных занятий. Рубо с особым вниманием относившийся к одаренному художнику, сумел развить в нем природные способности и передал приемы своего мастерства.
Сразу же после выпуска художник вынужден отбывать воинскую повинность рядовым в казачьем полку, а через год, даже не успев закончить большой заказ, он был по мобилизации призван в армию и отправлен на фронт гражданской войны.
Решительно отказавшись от офицерского чина, М.Б. Греков провел несколько лет рядовым казаком в окопах. Пребывание на фронте явилось для него суровой жизненной школой. Бессмыслица кровавой бойни вскоре стала очевидной для пытливого молодого художника и поразила его своим цинизмом. Он был свидетелем страданий тысяч простых людей, одурманенных шовинистическим угаром или под страхом пули и каторги загнанных в окопы, это повлияло на его мировоззрение и, в частности, отразилось на его отношении к войне.
Походные альбомы и записные книжки Грекова того времени испещрены рабочими заметками, набросками, наметками будущих композиций. Это был период накопления опыта и впечатлений.
Начавшаяся гражданская война не позволила ему уехать, как он намеревался, в Петроград, и он надолго задержался на Дону, ставшем вскоре ареной грозных событий.
Когда на Дону разворачивается корниловское белогвардейское движение, художник задумывает серию картин, отражающих постыдную судьбу "добровольческой армии", которая, по его мнению, совпадала с судьбой всей русской контрреволюции (картины "Бредут", "Корниловцы", "Отверженные").
Незадолго до прихода в город Красной Армии директор Новочеркасского музея предлагал М.Б. Грекову уехать за границу, но художник решительно отказался от эмиграции.
Революционные войска, освободившие Новочеркасск, внесли новое содержание в творчество живописца. Жадно наблюдая новое, художник стремился разобраться в нем и закрепить для последующей разработки свои впечатления.
Множество тем увлекало Грекова, но основной темой его была тема победоносных боев Красной Армии. Одна за другой следуют полотна: "Взятие Новочеркасска", "Комбриг ведет в атаку", "Бой за Ростов у станицы Генеральский мост", "Кавалерийская атака", "Замерзшие казаки генерала Павлова", "В отряд к Буденному", "Знаменщик и трубач", "Чертов мост"...
Картина "Трубачи Первой Конной Армии" обошла страницы всех иллюстрированных изданий, разошлась миллионными тиражами в репродукциях и открытках. Она несет в себе заряд энергии и оптимизма. Выразительные лица людей, ритм композиции, чистые, яркие, горящие на солнце краски и словно гремящая медь труб создают ощущение победного, торжественного марша.
Имея опыт работы над панорамой и диорамой - в академические годы он помогал Рубо, а в 1929 году создал первую советскую диораму "Взятие Ростова".
Твердо следуя классическим традициям русской панорамной живописи, Греков вместе с тем был новатором и в этой области батального искусства. Он был убежден, что для показа современного боя, насыщенного техникой, с плацдармом в несколько десятков километров круглая панорама не подходит. Размещение на одном полотне всего комплекса действий, определяющих современный бой, невозможно и всегда повлечет за собой неполное или одностороннее отражение события. Греков предлагал заменить круглую панораму комплексной панорамой, состоящей из ряда диорам, объединенных сюжетом, развивающимся в зависимости от условий места и времени, и единым тематическим планом. Греков старался осуществить свой интересный замысел при работе над панорамой "Перекоп"...
Но его широкие творческие планы остались неосуществленными. Он умер в самом начале работы - 27 ноября 1934 года.
Именем Грекова названы Одесское художественное училище, студия военных художников в Москве, улица и переулок в Минске, а в 1966 году учреждена медаль АХ СССР. Авторами его некролога были Ворошилов и Буденный.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.