Номер 21 (664), 06.06.2003
(Окончание. Начало в №№ 19, 20.)
III. Когда речь идет об энергосбережении, нельзя не назвать еще одну дыру, в которую вместе с энергией утекают деньги потребителей.
Суть в том. что стоимость любых изделий и услуг, в том числе и коммунальных, включает в себя стоимость затраченной энергии. Поэтому экономия энергоресурсов должна начинаться на бытовом уровне. Плохо закрывающиеся двери парадных в домах, подтекающие краны и не выключающееся на день освещение лестничных пролетов и т.д. это и есть вышеупомянутая "дыра".
В 80-е годы прошлого столетия была принята программа, озвученная лозунгом: "Экономика ДОЛЖНА быть экономной". Императив лозунга не очень-то способствовал внедрению программы в жизнь. Но слово "должна" превосходно заменяется словом "может". А слово "может" заставляет задуматься над возможностями и последствиями экономной экономики. Конечной точкой таких размышлений становится карман потребителя, чутко отзывающийся на любые изменения цен и тарифов.
Тарифов, экономическое обоснование которых упирается в энергозатраты.
На прошедшем семинаре был рассмотрен вопрос об организационно-правовом обеспечении установления тарифов на коммунальные услуги в Украине.
В докладе консультанта по правовым вопросам международной организации ПАДКО/АМР В. Святоцкой говорилось о том, что процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы в Украине привел к тому, что в стране появились коммунальные предприятия различных форм собственности. Одним из элементов эффективности работы таких предприятий является установление тарифов.
На предприятие ложится ответственность за несоответствие тарифов затратам за производство поставляемых услуг. В идеальном случае, когда тарифы покрывают 100 % экономически обоснованных затрат на поставку услуг, становится четко видна разница между проплаченной суммой и той, которая реально была затрачена на предоставление услуг. Можно ручаться, что в 100 % случаев эта разница не в пользу жилищно-коммунального предприятия, не обеспечивавшего условия использования коммунальных услуг без потерь. И наоборот, переплата свидетельствовала бы о завышенности тарифов.
Города, перешедшие на 100 % оплату поставляемых услуг (при условии адресной помощи малоимущим) уже почувствовали рост качества коммунальных услуг.
В докладе также говорилось о том, что предприятия, обеспечивающие централизованное водоснабжение и водоотведение, а также централизованное теплоснабжение являются естественными монополистами. Поэтому тарифы на их услуги подлежат регулированию (в отличие от свободного ценообразования на других предприятиях). Но сегодня в Украине нет единого подхода и понимания самого термина "регулирование". И поскольку разночтение разных законов и прочих нормативно-правовых актов не способствует решению этой проблемы, то на местах часто путают функцию регулирования с управленческим произволом.
При правильном организационно-правовом обеспечении установления тарифов должна быть разработана обоснованная методика их расчетов. Как пример, в докладе называлось включение в тарифы инвестиционной компонты (для дальнейшего развития), задолженности предыдущих лет, других затрат, обеспечивающих качество и стабильность предоставляемых коммунальных услуг.
Как подчеркнула г-жа Святоцкая, правовая сторона вопроса будет обеспечена, если при разработке тарифов произойдет четкое размежевание органов власти разного уровня в вопросах установления правил расчета тарифов, регулирования и утверждения тарифов и привлечения общественности к этому процессу.
Далее в докладе подчеркивалось, что роль местных госадминистраций в процессе регулирования и установления тарифов на коммунальные услуги пока не ясна.
Уже вступил в действие Порядок формирования тарифов на услуги предприятий, обеспечивающих централизованное водоснабжение и водоотведение. В процессе завершения соответствующий Порядок по установлению тарифов на централизованное теплоснабжение. Эти нормативные акты должны сделать прозрачным процесс расчета тарифов.
Но порядок порядком, а все же органы местного управления должны принимать участие при установлении тарифов, т.к. именно в их компетенции определение уровня платежеспособности населения, поскольку тарифы должны определяться с учетом реалий жизни. Однако коммунальные предприятия не могут и не должны брать на себя функции органов социальной защиты. Это должно делать государство, выделяя адресную помощь социально незащищенным слоям населения. А для определения объема этой помощи как раз и нужен анализ платежеспособности населения.
Елена ГРИГОРЬЕВА.