Номер 17 (1361), 19.05.2017
(Продолжение. Начало в № 16.)
Шел трамвай
На площади Мартин Мониш толпился народ. День был жарким. Удивительно пестрая очередь причудливо извивалась в попытках подольше задержаться в скудных лоскутах тени. Разноязыкая публика ожидала трамвай № 28.
У нас на трамвай под таким же номером на конечной остановке в дальнем углу Старопортофранковской рвется в основном молодежь после лекций. А здесь встретишь и пожилых домохозяек, и слегка поиздержавшихся кабальеро, и шумных туристов с рюкзаками. Наконец подкатил старенький желтый трамвайчик. Внутри минимум комфорта. Деревянные сиденья, открытые окна, протянутая через весь вагон веревка, за которую нужно дернуть, если надумаете выходить. Тогда в кабине звякнет колокольчик, и вагоновожатый притормозит на очередной остановке. А их, остановок, по маршруту много. Уже больше сотни лет дребезжит этот трамвайчик по рельсам, проложенным в самых разных уголках столицы.
Почему мы сели в трамвай, а не, скажем, в двухэтажный туристский автобус с куда более широким обзором? Все просто. Ни один автобус не едет по такому маршруту. Дело даже не в том, что сам трамвай давно стал местной достопримечательностью. Он связывает все районы старого Лиссабона и лучше любого другого транспорта позволяет за несколько часов погрузиться в повседневный быт мегаполиса. В трамвае идет своя жизнь. Пассажиры входят и выходят, порой вам заслоняют вид из окна, иногда нависают над вами со своей ношей. Это обычный трамвай. Но без него мы вряд ли попали бы на холмистые узкие улочки самого старого района столицы Альфамы.
Лиссабон стал столицей только в 1225 году. И Альфама была местом, где все начиналось. В этих местах первую крепость построили еще римляне. Затем были другие укрепления. Замок святого Георгия заложили еще в пятом веке вестготы, потом перестраивали мавры и сами португальцы при участии крестоносцев. Расположенный на высоком холме, замок виден отовсюду. И с его смотровых площадок так же хорошо просматривались любые передвижения неприятеля. Войны пощадили цитадель, а вот при землетрясении 1755 года замок сильно пострадал. Окончательно восстановить его удалось только в конце... ХХ века.
Мы тряслись в трамвае мимо обветшалых стен невысоких домов. Но стояли они так близко, что неба не было видно. Вагон катил, чудом не задевая вывески лавок. Высунув руку в окно, можно было запросто коснуться дверей и окон скромных жилищ. Люди давно привыкли к такому положению вещей. Все окна и двери здесь открываются вовнутрь, а вывески жмутся к фасадам. Удивительно, как местные жители умудряются сидеть на стульях перед входом в миниатюрные кафе и бары, беседовать о чем-то, словно не замечая дребезжащего транспорта.
В средние века Альфама была одним из самых престижных районов города. Разрушительное землетрясение почти не коснулось этих древних кварталов. Но после реконструкции все стало меняться. Зажиточные граждане переезжали во вновь отстроенные дома в новых районах, а Альфама превращалась в пристанище бедняков и приезжающих на заработки. Здесь сохранились старинные храмы и множество домов с традиционной росписью на керамической плитке. По-португальски они называются азулейжуш. Ими покрыты фасады домов, внутренние дворики, общественные здания. Азулейжуш - визитная карточка страны, воссоздающая в сине-белых керамических изразцах моменты истории и быта.
Именно в Альфаме живет давняя традиция исполнять в узком кругу слушателей меланхолично-лирические песни, называемые здесь фаду. Зачастую их поют любители в небольших тавернах, где ценители располагаются за длинным столом с бокалом вина и нехитрой закуской.
Поскольку район расположен на холмах, здесь есть несколько смотровых площадок, с которых открываются отличные виды на город. Здесь же вы можете набрести на блошиный рынок, попасть в военный музей и зайти в кафедральный собор Сэ, больше напоминающий крепость. Его сооружение начиналось в середине ХII века, когда Лиссабон еще не был столицей. История храма длинная и непростая. Он страдал от набегов, природных катаклизмов, не раз перестраивался и временами служил оборонительным пунктом. Не зря же на башнях сохранились бойницы для стрелков из лука. Здесь же покоятся останки королей и некоторых знаменитых португальцев.
Наш трамвай неторопливо тарахтел, пробираясь через кварталы Моурария, Альфама, Байша, Шиаду, Байру-Алту и Эштрела, опоясывая весь исторический центр, оказавшийся весьма разнообразным. Впечатлений за пару часов тряски впитали множество. Нужно было сменить обстановку.
Помбал и его хозяйство
Португальская столица невелика. Она втрое меньше Одессы (84 кв. км), и проживают здесь примерно 560 тысяч человек. Правда, с пригородами эта цифра возрастает до более двух миллионов (почти пятая часть всего населения страны!). Конечно, в Лиссабоне находятся министерства, парламент, крупные банки и фирмы. Но ритм жизни размеренный. Даже слегка патриархальный в сравнении с большинством мегаполисов. При этом страна была в числе первооткрывателей не только на морских просторах, но и... в градостроительстве.
Тут снова вернемся к землетрясению 1755 года, ставшему точкой отсчета многих событий. Представьте, одна из самых процветающих столиц Европы лежала в руинах. Возникла опасность эпидемий. Не хватало еды, воды, самого необходимого. И не существовало ни международного Красного Креста, ни министерства по чрезвычайным ситуациям. Тяжкий труд восстановления города взял на себя министр маркиз Помбал. Он объявил главными задачами похоронить мертвых (их были тысячи) и накормить живых. Дальше события разворачивались так. Были расчищены от руин огромные площади. Без бульдозеров, экскаваторов и подъемных кранов. На месте причудливых лабиринтов старинных улиц и переулков были распланированы новые магистрали, площади. Вся планировка приобрела геометрически правильные формы. От просторной площади Коммерции, находящейся на берегу Тежу, проложили сеть улиц до другой центральной площади Росиу. Сеть улиц этого района решением все того же Помбала была застроена практически однотипными домами неоклассического стиля. Все эти новации были не опробованы на континенте и принесли маркизу заслуженную славу. К тому же он застраивал район зданиями с учетом сейсмостойкости, что было принципиально новым подходом.
Район Байша и сегодня остается центром деловой жизни столицы. Та же площадь Коммерции окружена правительственными зданиями, на площади Росиу также много офисных центров, ресторанов, банков. Вся площадь выложена черно-белой плиткой, воспроизводящей морскую волну. Говорят, это было сделано для моряков, сходивших на берег. Мол, такой мотив помогал им быстрее адаптироваться на суше. По краям площади журчат два изящных фонтана, привезенных из Франции.
Маркиза Помбала почитают наравне со святыми. Его именем названа одна из красивых площадей исторического центра. На высоченном постаменте водружена 9-метровая статуя маркиза со львом, а на пьедестале - сцены восстановления города. Площадь Помбала - оживленный транспортный узел с круговым движением. По одну сторону раскинулся вечно зеленый парк, по другую берет начало проспект Свободы, полуторакилометровая стрела которого заканчивается на не менее знаменательной площади Реставраторов.
По стечению обстоятельств нас поселили прямо на площади Реставраторов. Здесь доминирует обелиск в честь освобождения Португалии от испанского владычества. Само событие датировано 1640 годом, а монумент по этому поводу появился спустя два века с четвертью. Оказалось, что и наш отель тоже несет некую историческую ценность. В этом здании, построенном в 1929 году, находился лучший из местных кинотеатров "Эдем", переоборудованный позднее в гостиницу. Ее расположение позволяло нам сразу оказываться в самом сердце столицы. Прогулки по проспекту Свободы до той же площади Помбала или короткие переходы к набережной Тежу занимали немного времени.
Центральную часть проспекта занимает широкая пешеходная зона, засаженная пальмами и платанами. Под тенью деревьев скромно примостились памятник Боливару, монумент в честь павших в первой мировой войне, изящные фонтаны. По обе стороны проспекта - отели, магазины, банки, театры. Неподалеку от нашего отеля расположен центр туризма, где можно приобрести билеты на все виды транспорта, получить информацию о городе, об экскурсиях, расписание работы музеев и прочее. Уверен, что уже на второй день вы будете так перегружены визуальными впечатлениями, что невольно потянетесь на природу...
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.