Номер 17 (913), 16.05.2008
Во многих городах, где мне волею судьбы посчастливилось побывать, я видел достойные образцы вдумчивого и грамотного подхода городских архитектурных служб с примерами удачно вписанных в старую застройку объемно-планировочных решений.
Одесса в этом отношении тоже далеко не "нищенка" и в ряду достойнейших вполне может похвалиться не худшими примерами: Александровский бульвар, Прозоровский сквер, памятник Малиновскому в начале Преображенской улицы и т. д. Но давайте проедем в городском транспорте по Адмиральскому проспекту, а в сто раз полезнее и всего лучше будет просто прогуляться одну остановку по свежему воздуху.
Мы, одесситы, чуть ли не бьем себя в грудь на каждом шагу, уверяя всех и вся, как нежно и трепетно любим свой город. Но позвольте - щиты с рекламой горячительных напитков, пусть даже и самого высшего качества, - увы, далеко не то самое, что призвано украшать зеленые проспекты и улицы южного города. Не знаю, задумывались ли когда-нибудь аналитики над этим вопросом всерьез, но, похоже, лишь только в Одессе "свято место" отдано на откуп рекламным агентствам с поистине душевной щедростью, не ведающей предела. Складывается такое впечатление, что будто в городе больше нечем заполнить пустующее пространство, причем пустующее совершенно без толку. И пока мы по большей части заняты проблемой зарабатывания в той степени когда, что называется, лишний раз некогда голову поднять - умные люди за нас уже все подсчитали: чего и скока.
Как менеджер по рекламе могу с уверенностью заявить, что более выгодной площади для размещения рекламной продукции, в данном случае традиционных армянских коньяков, как на перекрестке двух улиц, по центральной оси, до предела запруженного в "часы пик" городским транспортом Адмиральского проспекта, и вообразить себе невозможно. Рекламные агентства "добре" знают свое дело. Там работают настоящие профессионалы. Честь им и хвала. Но это вовсе не значит, что для данного места не найдется иного, более подходящего к случаю, весомого по замыслу и более аргументированного по влиянию на массовое сознание горожан, применения.
Нас дешево покупают, беззастенчиво уверяя, что здесь может быть ВАША реклама. Но почему, собственно, одна только реклама, хотелось бы знать? Чем вызвана подобная скудость мысли? Узостью кругозора или, может быть, нежеланием знать и помнить свое героическое прошлое?
Надеюсь, что думающие одесситы воспримут мою мысль как следует и отнесутся к ней с должным вниманием, тем более, что Одесса - это не гора "Арарат" и зацепиться на ровном месте здесь Ноеву ковчегу часто бывает просто не за что. Да и нужно ли, цепляясь мертвой хваткой за каждый сантиметр рекламной площади, протаскивать то, что и так идет? Мы и без рекламы любим армянский коньячок и отдаем ему предпочтение значительно чаще, чем то требует от нас отечественный производитель. Что тут поделаешь? По сути говоря, на поверхности лежит причина более весомая, тому чтобы это место города было действительно тематически осмыслено и по достоинству оформлено, как оно того заслуживает, в соответствии со своим легендарным наименованием. Только не поленись оглянуться. В данном случае во мне уже говорит архитектор, поверьте, не менее других, любящий свой город и привыкший за именами улиц видеть богатую и славную историю своего героического прошлого и пришлого, каким бы парадоксальным это не показалось.
По роду своей профессии мне приходилось вплотную заниматься разработкой и проектированием мемориала для воинов-афганцев в Одессе.
Иной раз очень полезно бывает вывернуть свою душу наизнанку. А такие работы не могут выполняться по-другому, как только искренне помолясь и очистивши себя душевно. Не сделав это сознательно, уверяю вас, ничего путного и не выйдет. Пробовал - не получится. Это как мастеру скрипку создать, как новый храм заложить. Тут совершенная чистота помыслов нужна.
И я очень рад тому обстоятельству, что многие мои мысли в свое время были с благодарностью восприняты и воплощены в жизнь в реальных делах. (Пусть и другими - это без разницы.) А скольких возможных серьезных проектных и чисто житейских ошибок удалось избежать благодаря лишь прежде одному здравому рассуждению на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Сколько ненужных споров было и явного непонимания, казалось бы прописных, азбучных истин. В большинстве случаев приходилось действовать методом убеждения, спокойно и взвешенно разбирая каждый в отдельности факт, выявляя все возможные подводные камни в достижении намеченной цели. Это вам не памятник "Апельсину" - сегодня поставим, а завтра поймем, что так нельзя и перенесем в другое место. Как говорят в Одессе: "Ай-я-яй! Большое дело"?! Да, господа, дело довольно серьезное. И подходить к нему нужно и должно соответственно. Как ни крути, а рассудить логически "в начале славных дел" выходит много дешевле, чем гонять кран и бригаду взмыленных строителей потом. Вы не находите?..
Так уж сложилось (наудачу ли?), что Адмиральский проспект - чуть ли не единственная в своем роде транспортная артерия города, городская першпектива, как говорили в давние времена, имеющая довольно широкую разделительную центральную полосу зеленых насаждений.
А не кажется ли вам, что совсем по иному заиграет площадь в самом сердце Адмиральского проспекта, если самую капелюшку отойти от сложившегося годами стереотипа и посмотреть на вещи шире. Стоит только мысленно убрать примелькавшийся рекламный чужеродный элемент и как на кальку наложить возможное, а может быть, и единственно верное для данного места архитектурное решение, как оно тут же покажется всем вполне родным и близким. И ведь стоит только фантазию проявить и больше ничего. Решение напрашивается само собой. Да и средств особенно больших вкладывать не нужно. Согласитесь, что предварительную калькуляцию материалов и средств художественной выразительности при необходимости не долго и подправить.
Приглашаю всех мысленно поучаствовать в подобном мероприятии (кто силен в счете - загибайте пальцы): одну ржавую парогазовую торпеду времен войны на фоне, символической разорванной рваными краями взрыва, погнутой металлической сварной обшивки корпуса линкора, с подернутой зеленью бронзы, где жирным рубленым готическим шрифтом на борту; косая надпись TIRPITZ гранитную плиту у основания с лаконичной памятной надписью золотом о событии, героем которого явился боевой контр-адмирал, наделавший в свое время столько шороха под носом у немцев; увесистую морскую цепь в качестве наружного ограждения (L = 8 м.п.), вместо четырех секций типового забора с обрывками старой киношной рекламы; мощение прилегающей территории и подходных дорожек рваным камнем скальной породы, втопленным в грунт (40 м2); черной морской галькой вымощенную площадку (1,5 х 8 м2) под музейным экспонатом боевого подводного вооружения; искусно разбитый работниками "Зелентреста" яркий цветочный газон, чтобы все рот разинули от восхищения и помнили во веки веков ратный подвиг героя-подводника. Все остальное, скажу вам вполне откровенно, способно дорисовать воображение любого одессита, даже не обладающего академическим чувством прекрасного, но зато по-настоящему любящего свой город, а не просто так...
Уверен, что не будут в большой претензии и ничуть не потеряют в своих законных правах жители окрестных домов, если парковая зона как традиционное место выгула их домашних питомцев в силу выше изложенных обстоятельств в незначительной мере будет подвинута. Вспомним знаменитое: "А где же им еще гулять?" из золотой классики отечественного кинематографа "Бриллиантовой руки". Господа, любители флоры и фауны - места всем хватит. Еще и останется.
И не нужен нам заморский спонсор там, где мы в состоянии сами распорядиться по-хозяйски. У спонсора в кармане в конце концов тоже не филиал швейцарского банка. Это же наш город, и нам решать, каким он будет. Ну скажите, что я не прав. Появись что-то новенькое немцев было бы куда привезти, помимо порядком набивших оскомину, насквозь пропарафиненных подземелий Нерубайских катакомб. Вместо того, чтобы, чертыхаясь, ломать ноги в экстремальных условиях скользких сырых лабиринтов, не лучше ли все-таки будоражить умы ветеранов бундесвера на свежем воздухе в тени каштановых аллей, с дразнящим ноздри запахом свежих тюльпанов? Поверьте мне - это надольше останется в памяти. И россияне бы нас зауважали, вместо того, чтобы под шумок сливать мазут в чужих территориальных водах. Но в первую очередь мы зауважали бы сами себя.
А. А. АВЕРКОВ, архитектор.