Номер 14 (1061), 15.04.2011
Выставка живописи под названием "Из старого альбома" открылась во Всемирном клубе одесситов. "Женская живопись!" - вздыхали первые посетители. Однако автор экспозиции известная одесская художница Татьяна Гончаренко уверена, что живописное искусство не может быть женским по определению.
- Я против того, чтобы мою живопись называли женской! - возражает Татьяна. - Живопись или есть, или ее нет. Если живопись хороша, то неважно, какого пола живописец. Никаких скидок для женщин-художниц тут быть не может!
Татьянины картины при всем желании никто не может отнести к сомнительной живописи, ее манеру даже подделать практически невозможно, настолько трудоемка эта "русская обманка", восходящая к старинным традициям и технологиям ремесла. Тонкие мазки, прозрачная лессировка - все так же, как было в веке девятнадцатом. И на картинах экспозиции изображены предметы старины, которые Таня называет "кайфиками". Это понятие она еще в детстве услышала от своего ныне покойного дяди, художника Бориса Нудьги. В шестидесятые годы в Одессе, к сожалению, было принято выбрасывать "старый хлам", то есть посуду, плетеные кресла, письма, фотографии. Вот все это богатство дядя и тащил в дом, приводил в порядок. Кроме того, Танина бабушка рассказывала, что еще в молодости она бывала в "старорежимных" домах, где антиквариат оставался предметом быта. Целые витрины были заполнены статуэтками из бисквита и фарфора, фаянсом, бронзой, и, конечно же, мебелью - добротной, настоящей - на все времена.
- В дальнейшем, - говорит Татьяна,- любила ходить по антикварным магазинам и на Староконку в поисках "кайфиков", чего-то такого доступного по цене и необычного, и только "моего". Так образовался мой натюрмортный фонд. Здесь все старинное, все принадлежащее мне лично - полочка в стиле модерн, фарфоровые безделушки, сундучок. Вот только вышитая подушка сделана в наше время, но "под старину", вы же понимаете, что такого рода вещи рвутся, истлевают, не сохраняются.
Но позвольте, как не назвать эту живопись женской в самом хорошем смысле этого слова? Мужчине разве придет в голову писать натюрморты с вышитой подушечкой? Наверное, женское искусство все-таки имеет место быть, и оно отражает стороны бытия, интересующие именно женщину, связанные с домом, уютом, вниманием к деталям.
- Я согласен с Таней в том, что никакой женской живописи не существует, - комментирует вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Но всегда, приходя на выставку, я легко определяю, какая картина написана женщиной, а какая мужчиной. Иначе и быть не может, мы созданы разными, и каждый играет свою роль, решает свою задачу как в жизни, так и в искусстве.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.