Номер 14 (707), 09.04.2004

ОДА ГИТАРЕ И ГИТАРИСТУ

Трудно назвать более распространенный музыкальный инструмент, нежели гитара... Ее наряду со своими предшественницами кифарой, лютней, виуэлой, виолой и многими другими мы видим на живописных полотнах знаменитых художников прошлого. Она – и во многих кинофильмах, как непременный атрибут домашнего быта, самый близкий "собеседник" человеческой души. Наконец, ее современный вид – электрогитара – ныне не сходит с телеэкрана, едва ли не ежечасно присутствуя в различного рода эстрадных, рок-, а то и просто песенных концертах.

В публикуемом же очерке речь пойдет о гитаре классической, или как ее еще часто называют, испанской, и о подлинном поэте этого инструмента, солисте областной филармонии Анатолие Шевченко.

Вот уже третье десятилетие, как не сходит с афиш его имя. Какие только сольные концертные программы он не предлагал и не предлагает слушателям! Если перечислить их – возникнет целая антология и гитарного, и музыкального искусства вообще!

Шевченко – не только интерпретатор различных исторических стилей, но и пытливый исследователь и разведчик неведомого и забытого.

Так, он расшифровал знаки, предназначенные для инструментального воспроизведения в комедии древнегреческого поэта Аристофана "Облака", относящейся к V тысячелетию до нашей эры!.. Этот фрагмент прозвучал в одном из концертов гитариста.

Музыкальные пьесы и наигрыши, которые исполнялись на струнно-щипковых (перечисленных в начале, а также других) инструментах до конда XVIII века – поры утверждения в Европе и по сей день доминирующей повсюду шестиструнной гитары, играются Анатолием в переложениях, нередко собственных.

Заметное место в его творчестве занимает, конечно же, и "золотой" век в истории гитарного исполнительства, связанный с именами А. Сеговии, Ф. Сора, Ф. Тарреги Эшеа и других выдающихся виртуозов и композиторов. Ведь именно в это время гитара вышла на профессиональные концертные подмостки и встала в один ряд с самыми почтенными академическими инструментами – фортепиано и скрипкой. Сочинения, созданные для нее, пронизаны господствующими в ту пору романтическими эмоциями... Хрупкая и нежная шестиструнка с ее доверительно-трепетным тоном и акварельно-утонченными нюансами умела великолепно их интерпретировать.

Анатолий Шевченко убедительно доказывает это.

Струны его повидавшей виды гитары (это действительно так: она солировала на десятках международных конкурсов и фестивалей, завоевывала награды и призы!) побуждают ответно вибрировать сердца слушателей, наполняя их негой, заманивая в потаенные уголки чувствований и переживаний.

Гитара сегодня – полноправный академический инструмент еще и потому, что для нее создано необозримое число переложений сочинений буквально всех выдающихся композиторов-классиков... Немало подобных транскрипций выполнено и нашим одесским гитаристом. Одних только переложений опусов Й. Баха хватило ему на две юбилейные, посвященные композитору, программы. А ведь его музыка – отнюдь не одни лишь арпеджированные переборы аккордовых звуков, на что по ограниченному представлению многих только и способна гитара... В каждой пьесе Баха – многоголосие, соединение в единстве нескольких самостоятельных звуковых потоков-последовательностей...

Воспроизвести подобную полифонию на гитаре чрезвычайно трудно. И Шевченко находит для этого необходимые возможности. Ибо в совершенстве владеет своим деликатным, а иногда и попросту капризным инструментом!

А посему с полным на то правом еще и сам сочиняет для него.

В одном из его последних концертов (кстати, юбилейном, автору исполнилось 65) прозвучали его "Три украинских эстампа", "Дума", песня на слова В. Невмытого "Не переплачеш дощ осiннiй", а также темпераментное "Одесское фанданго", посвященное основателю в нашем городе уникального Центра реабилитации детей-инвалидов Б. Литваку... В нем прямо-таки сверкали отзвуки фламенко!

Широко известно, что под этим завораживащим слух словом подразумевают искусство танца, пения и сопутствующей им игры на гитаре, возникшее в Испании, в Андалусии. Прослеживаются в нем и инородные характерные особенности: арабские, еврейские, но более всего – цыганские.

Четкая дробность ритма, соседствующая с внезапными его перебоями, темперамент и эмоциональная открытость этого искусства эффектны и впечатляющи.

Фламенко стало второй "натурой" героя публикуемых строк... А. Шевченко с неописуемым воодушевлением, азартом и – лишний раз напомним об этом – со знанием дела исполняет в концертах разнообразнейшие виды и типы этого самобытного музицирования: малагенью, тангилью, сигирийю, фарруку и др.

Анатолий влюблен в Испанию. Семь раз посещал он эту страну, в г. Кордове (административном центре одноименной провинции в Андалусии) был награжден почетным призом...

Перефразируя М. Светлова, можно задаться вопросом: откуда у Анатолия, человека с виду чрезвычайно скромного и даже застенчивого, темпераментнейшая испанская душа, "испанская грусть"?!

Да, Испания вместилась в широкий круг интересов одесского гитариста. В него входят еще фольклористика и этнография, живопись. На одном из его живописных полотен символически изображена сцена боя быков. Жена художника Наталья Викторовна выступает в концертах мужа, с кастаньетами под испанским именем La Nata... А еще Анатолий составил и издал "Краткий словарь корриды".

Вот, оказывается, на что способны одесситы...

Виктор БИРЗИН.