Номер 12 (1544), 27.05.2021
До 5 июня в галерее Всемирного клуба одесситов работает выставка картин заслуженного художника Украины Олега Волошинова (1936–2020). Это пейзажи и портреты, отражающие влюбленность автора в море, солнце и одесситов.
"Мне кажется, что в основе идеи картины, плоскости, лежит цвет, — говорил мастер в одном из интервью о своем творческом кредо. — Вот какой ты цвет заложил... Человек стоит перед этим цветом, и этот цвет на него уже психологически влияет. Он сам как-то еще не сообразит, а уже ощущает. Там нет никакого изображения. Мы привыкли, когда висит картина, человек начинает сразу носом искать, где же там чего-то там за предмет, за сюжет или за что-то там. А мне просто так: исключить это — и пусть человек смотрит на этот цвет, в него проникает. Ну тот, кто дает этот цвет, это передатчик, а кто воспринимает, — приемник, ну у него тоже должны там какие-то шарики работать, душа какая-то... Он спокоен должен быть".
— Удивительно скупыми средствами художник заставляет нас не искать подсказки в сюжете или в изысканной, пусть и абстрактной форме, а только вчувствоваться в цвет. И эмоционально откликнуться на этот поток цвета и света, — отметил на вернисаже вице-президент ВКО Евгений Голубовский. — Он был близок одесским нонконформистам, пробовал себя в метафорическом реализме, пришел к минимализму. Надеемся, что наша выставка — лишь первый шаг к показу, осмыслению его творческого наследия. Олег Васильевич Волошинов родился в семье художника. За плечами отличное образование — Одесское художественное училище, а затем Ленинградская академия художеств. Преодолеть "академизм" ему помогли одесские художники-нонконформисты. Нет, ничему они его не учили, но самим фактом своего существования, своей внутренней свободой Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Валерий Басанец, Люда Ястреб побудили его к поиску своего места в многоцветной палитре Одессы. Легче было выживать, объединяясь в группы, неформальные сообщества. Олег Волошинов всегда был сам по себе. Дружил, общался, обсуждал, но творчество — процесс сугубо личностный, у мольберта перед холстом он оставался один на один со своим мировосприятием, со своими переживаниями, своими мыслями, быть может, главным воспоминанием в жизни — воспоминанием детства. Детские впечатления — море, запах стружек при постройке яхт, раскаленный песок и животворящее солнце. Это осталось в нем навсегда и всю жизнь определяло его творческие поиски. Белый цвет, усиленный синевой моря, озаренный благодатью солнечного света — вот одна из самых ярких, самых впечатляющих доминант живописного бытия в картинах Олега Волошинова.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.