Номер 12 (1501), 21.05.2020
Русский театр показал премьеру иронической комедии "Ангел, черт и проктолог" по одноименной пьесе Игоря Глинкова в постановке известного актера и режиссера Олега Фомина. Исполнитель главных ролей в кинолентах "Меня зовут Арлекино", "Месть", "Стеклянный лабиринт", постановщик фильмов "День выборов", "Next. Следующий", "Молодой волкодав" и других готовился к постановке в Одессе очень серьезно. Это его режиссерский дебют на академической сцене, а раньше эту версию под названием "Доктор знает все" ставил для московской антрепризы, и сам роль черта играл.
В нашей русской драме режиссер подготовил два состава: черта играют — Владимир Лилицкий и Дмитрий Жильченко, ангела — Илья Болотов и Егор Карельский, проктолога — Александр Суворов и Михаил Игнатов. Фантастическая пьеса — очень текстовая, конечно, в ней сделаны купюры, но все же слов каждому актеру приходится произносить много, и благодаря точности режиссерской, грамотно расставленным акцентам, ни одно слово не ускользает от зрительского внимания. Поначалу зал, как и сам проктолог, не может принять меру условности, задаваемую одетым в белое молодым человеком, который появляется на пороге врачебного кабинета и объявляет себя ангелом: "Я ведь родился человеком. И был им большую часть жизни. Ангелом я стал совсем недавно, месяца три назад. Полюбил людей и сразу стал ангелом".
Что-что, людей полюбил?! Это к психиатру, батенька! Но по логике ангельской — именно к проктологу, ведь мир в глубокой заднице, и кто, как не специалист, рассудит ангела с чертом! Илья Болотов своего ангела играет вполне здравомыслящим, хоть и попытаются остальные персонажи примерить на чудака бескрылого смирительную рубашку. Поверить в сверхъестественные способности удастся, когда ангел делает руками пасс — и время останавливается, реплики умолкают! Но что толку от этого всего, когда главной цели так и не достиг, осчастливить человечество не смог.
"И вот однажды пришел домой, напился водки и перед сном включил телевизор, — рассказывает ангел. — А когда я смотрю телевизор, то каналы переключаю со скоростью пулемета. Обрыдло все. А тут переключил и завис на каком-то музыкальном клипе. Попса дешевая. Какой-то небритый мальчик про любовь блеет. И вот так руками делает (показывает). Как будто паралитик пытается что-то в кучу собрать. И девочка в неглиже позы всякие принимает и глазки томно закатывает. Будто от наркоза только отошла. И музыка такая противная, словно всю жизнь только ее и слушал. Раньше я плевался и быстрей дальше каналы переключал. А тут смотрю и плачу. Жалко вдруг мне стало этого мальчика и эту девочку. Понимаю, что несчастные они. Ведь пропасть огромная между тем, что они хотят, и тем, что они могут. И главное, понимаю, что они тоже это понимают. Поэтому и несчастные. И тут осознаю, что все люди тоже несчастные, кроме сумасшедших. И жалко их всех стало, как детей больных. Заплакал я горько. Представляете? На дворе погода мерзкая, дождь, слякоть, по телевизору попса дурацкая, а я лежу пьяный на диване, плачу и человечество люблю. Выплакался и почувствовал такую невыносимую потребность творить добро, что тут же оделся и пошёл искать, чего бы такого хорошего сделать. Вышел из квартиры, глянул на загаженный подъезд и решил генеральную уборку в нем устроить. Вот честное слово. Такое огромное желание почувствовал вычистить весь подъезд, все лестницы, стены до блеска, чтобы всем приятно было заходить сюда. А дома ни тряпок, ни веника. Взял деньги, выскочил на улицу и побежал в магазин за шваброй, ведром, порошками всякими. Бегу и вижу, что машины обгоняю, а люди еле двигаются. Остановился, а вокруг все как будто застыли. Так я первый раз понял, что могу временем управлять. Видимо, дар это за любовь к человечеству. В общем, два дня только и забавлялся с этим временем, пока не привык".
Не будем пересказывать, чем обернулся этот непрошеный ремонт и другие попытки "причинить добро", эти темы развиваются в увлекательном диалоге с молодым и игривым чертом, который вроде бы мешает, а на самом деле помогает исправить ошибки, вернуть "как было". Отличный дуэт Ильи Болотова и Владимира Лилицкого — извечное мерцание "инь" и "ян", и хоть белая рубашка с черной косухой вроде бы не в ладу, между их носителями гораздо больше общего, чем можно подумать...
"Мало ли людей по пьяни в чертей превращаются. Я только назад в человека не превратился, когда протрезвел. Вот и вся разница. К тому же мне не очень приятно вспоминать", — говорит о своем преображении черт. Чего он боится, так это "отмороженных грешников", которым в аду уже будет на все наплевать, и тогда... Повыскакивают из своих котлов, и... нет, лучше не представлять себе такого, чертям жарко станет.
Вспомнился очаровательный, но недобрый Глумов, сыгранный Лилицким в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" по Островскому — да он в разы был злее вот этого черта! Какое такое зло творят враги рода человеческого вроде данного экземпляра с невинной мордашкой, торчащими волосами и вызывающим "прикидом"? Представьте себе, посоветовали Наполеону на Москву пойти.
"Парады дядей и тетей, которые к себе подобным страсть испытывают, — это тоже наша работа, — откровенничает чертик. — Нашептали. Надеялись, увидят люди такое непотребство, за голову схватятся. И что? Теперь парады эти повсеместно, а непотребством считается, если ты за голову хватаешься, когда парады эти тебе показывают".
Александр Суворов играет не столько проктолога (рентгеновские снимки на стенах кабинета и коллекция извлеченных из заднего прохода инородных тел на стеллажах говорят сами за себя), сколько подуставшего от жизни человека, которому детей кормить надо, и за бытовыми заботами думать о судьбе человечества недосуг. Обычный человек, средний избиратель, мнением которого не так уж часто интересуются. И вот очередной "день выборов" наступает... Драматург предназначил свою пьесу для троих немолодых актеров, но в Одессе интереснее: проктолог с опытом, чертик с ангелочком молодые, энергичные. Новые лица, как говорится. Выбрать одного? Другого? Отказаться от волеизъявления вообще?
"Итак, последние семнадцать лет я работаю проктологом в этой больнице, — говорит герой Александра Суворова. — И мне, в отличие от вас, не надо думать, что бы такое сделать, чтобы осчастливить человечество. Человечество само ко мне в кабинет ломится со своим геморроем. И не только с геморроем. Полипы, язвы, свищи, кисты, трещины, опухоли... и еще десяток всяких мерзостей в том самом месте, про которое так любят шутить. Только представителям человечества, которым эта зараза нормально жить мешает, не до шуток. Я — их последняя надежда даже не на счастливую, а просто на нормальную жизнь без боли, без страданий, без этих постоянных мучений. Они на меня, как на Бога смотрят. Чуда ждут. Особенно если уже не одну операцию перенесли, а толку никакого. И я стараюсь. Я не могу не стараться. Просто не могу. И дело не в любви к людям. Я не вправе говорить, что люблю своих пациентов. Я не готов пожертвовать ради них своей жизнью. Но своим временем, своим отдыхом, своим душевным покоем я жертвую без раздумий. Без раздумий. Конечно, вы скажете, что я за это получаю зарплату. Согласен. Только мне кажется, что те, кто мне зарплату начисляют, плохо представляют, чем я тут занимаюсь. И сколько себя помню, вечное чувство, что вот подняли бы зарплату хотя бы на четверть, и уже денег будет хватать. Конечно, ее со временем поднимают, но чувство это остается. Не успевает зарплата за ценами. Поэтому и рад конвертикам с денежкой. Стыдно, конечно... Очень стыдно конвертики эти принимать... Только, как подумаешь, что дома... (Машет рукой) А... Бормочешь "спасибо, да не надо было, ну что вы", а сам быстрей конверт в карман... Тьфу...".
Режиссер вольно поступил с финалом, написанным драматургом: за окном кабинета вспыхивает зарево, черт выполнил-таки свою угрозу поджечь больницу и позабавиться зрелищем бегства пациентов! Опять некогда предаваться философствованиям, надо спасать тех, кто еще не стал ни ангелом, ни чертом, и у зрителя возникает убеждение: этот доктор справится. Даже если зарплату не прибавят. Потому что душа жива и совесть, а цинизм, если он и присутствует — здоровый.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.